Диетические... Волосы Аксессуары

Башкирский язык в школе прокуратура. Хамитов вновь упраздняет башкирский язык. Родной или государственный

Прокуратура усмотрела в норме об обязательном преподавании башкирского языка в школах Башкирии нарушение норм законодательства РФ и направила соответствующее представление главе республики Рустэму Хамитову. Он пообещал исправить перекосы к 1 сентября. Между тем языковая проблема возникла в регионе в 2010г. именно из-за решения Хамитова избавить башкирский от «искусственных подпорок» и до сих пор не решена.

Глава Башкирии Рустэм Хамитов в эфире «Эха Москвы» сообщил, что к 1 сентября власти республики решат проблему с изучением башкирского языка в школах. Ранее прокуратура внесла на имя главы региона представление, в котором говорилось, что всеобщее обязательное изучение национального языка нарушает закон об образовании РФ. Хамитов подчеркнул, что башкирский язык в школах, согласно местному законодательству, относится к предметам по выбору, и для его посещения нужно письменное согласие родителей учеников. «На сегодняшний день мы знаем, что в ряде школ есть нарушения, что не у всех родителей получено письменно согласие на изучение башкирского языка», - добавил он.

Представление прокуратуры стало ответом на действия так называемого комитета по защите прав русскоязычных школьников, который организовали родители учеников 39-й школы Уфы, утверждающие, что их детей принуждают учить башкирский. Активисты, обратившиеся в прокуратуру, заявили, что директора школ принимают подобное неправомерное решение, поскольку на них давят администрация главы республики и региональное министерство образования.

Первый заместитель председателя общественной организации «Башкорт» Руслан Габбасов - один из тех, кто выступает за всеобщее обучение башкирскому языку в школах республики. «Башкирский язык считается исчезающим. И вообще у башкирского народа больше нет другого места, где мы могли бы сохранить и развивать наш язык, нашу культуру, наши традиции и обычаи. Башкирам ехать некуда, больше нет земли у нас. Нас называют чуть ли не фашистами за то, что мы навязываем наш язык, но что плохого, если житель региона будет знать два языка, тем более что башкирский очень схож с другими тюркскими языками. Это [знание языка] просто дань уважения к людям, с которыми вы живете рядом», - говорит Габбасов. То положение, в котором башкирский язык находится сейчас, общественник считает полумерой, по его мнению, обязательное знание языка нужно требовать у всех представителей бюджетной сферы, включая врачей, полицейских и политиков, и чтобы от знания национального языка, как это сделано в Казахстане, зависела карьера жителей республики.

Вместе с тем Габбасов признает, что башкирский язык в школах преподается не очень качественно и что «хамитовское министерство образования не делает никаких попыток для подготовки учителей, чтобы башкирский язык преподавался интересно, красиво, чтобы детям хотелось его изучать».

Стоит напомнить, что до 2010г. башкирский был обязательным для изучения во всех школах республики, до тех пор пока ее не возглавил Рустэм Хамитов, который провозгласил, что «башкирский язык не нуждается в искусственных подпорках», и отменил правило его всеобщего обязательного обучения. С тех пор общественная дискуссия о роли национального языка в школьной программе не утихает.

Противники изучения башкирского языка, по мнению Габбасова, поддерживаются из Москвы , это их усилиями, считает он, проблема перешла из культурной в политическую плоскость. «Каких-то столкновений я не жду, но политика Хамитова очень настораживает. Эта его попытка угодить и нашим и вашим ни к чему не приводит. Но поскольку наш руководитель отличается антибашкирскими настроениями, и башкиры его за это очень недолюбливают, то вот такая ситуация и возникла», - сказал собеседник. Решение прокуратуры, по мнению Габбасова, «идет из Москвы от определенных групп лиц, которые прощупывают почву для кардинальных изменений». Сюда же он относит заявления Владимира Жириновского и Валентины Матвиенко о ликвидации национальных республик.

Депутат Госсобрания Башкирии, член совета региональной национальной культурной автономии татар Рамиль Бигнов убежден, что языковая политика в республике должна идти в четком соответствии с федеральным законодательством, которое, в частности, дает родителям право выбирать, будет или нет их ребенок учить башкирский или любой другой национальный язык. «Давить на кого-то, на родительские комитеты, на советы школ мы не должны. И нарушать закон нельзя ни с чьей стороны - это золотое правило, которое снимет все вопросы и все обвинения с любой стороны», - сказал депутат. Он считает, что прокуратура, которая отреагировала на запрос родителей, поступила правильно. При этом Бигнов напомнил, что не так давно она же внесла представление в Госсобрание, после которого депутатам пришлось отменить норму регионального Семейного кодекса, допускающую вступление в брак с 14 лет. Искать политику в действиях прокуроров, по мнению Бигнова, не нужно.

Заметим, проблема обязательного изучения башкирского языка в республике стоит остро, поскольку по численности населения башкир в республике столько же, сколько русских и татар: примерно по 30%. Еще 10% составляют представители других народностей. «И понятно, что обязательное изучение башкирского языка в государственных школах вызывает определенную ревность со стороны татарской части населения. Это было всегда, есть сегодня и, к сожалению, будет и дальше. Поэтому нужно находить общий язык и действовать только в законодательном поле», - добавил Бигнов.

Главное

  • КПРФ готовится ко второму туру на выборах губернатора Челябинской области
    Кандидат от КПРФ на выборах челябинского губернатора Константин Нациевский заявил, что партия поддержит любого кандидата от оппозиции, который сможет пробиться во второй тур. Эксперты считают, что коммунисты намеренно нагнетают ситуацию вокруг избирательной кампании. При этом они сомневаются как в возможности второго тура, так и объединения оппозиции.

Преподавание башкирского языка в республике вопреки согласию родителей не допускается. Об этом напомнила специальным сообщением пресс-служба прокуратуры Башкортостана.

«Законом закреплено право, а не обязанность по изучению родных языков и государственных языков субъектов Российской Федерации», — говорится в сообщении ведомства, ссылающемся на ст. 14 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». — Преподавание родных языков, в том числе башкирского языка, вопреки согласию родителей (законных представителей) учащихся, не допускается. За незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся предусмотрена административная ответственность".

Глава Башкортостана Рустэм Хамитов пообещал отменить обязательное изучение башкирского языка в республике. Альтернативой этому Хамитов видит добровольное изучение башкирского языка, в том числе в виде факультативных занятий в школах и дополнительных курсов в вузах.

Отметим, что президента РФ на совете по межнациональным отношениям, которое прошло 20 июля в Йошкар-Оле, широкую дискуссию. Владимир Путин , напомним, : «Заставлять человека изучать язык, который родным для него не является, так же недопустимо, как и снижать уровень преподавания русского».

Некоторые расценили это как прямое указание на то, что один из двух государственных языков РТ — татарский — перестанет быть обязательным к изучению в школе. А кое-то и вовсе трактовал громкое заявление как некую «черную метку» властям Татарстана после недавнего обращения Госсовета РТ к высшей инстанции.

Однако, по данным источников «БИЗНЕС Online», непосредственным поводом для высказывания Путина послужила конкретная ситуация, сложившаяся в соседнем Башкортостане. В одной из школ Уфы возник комитет по защите прав русскоязычных школьников. Они пожаловались на навязывание башкирского языка прокурору республики — уроженцу Челябинска Андрею Назарову . Тот учинил проверку свыше 300 школ Башкортостана, по итогам которой 25 мая вынес представление на имя главы республики Рустэма Хамитова . Суть претензий в том, что башкирский язык школы вносили в обязательную часть программы, причем кое-где в ущерб русскому.

Разъяснения Хамитов попытался дать в интервью главному редактору «Эха Москвы» Алексею Венедиктову от 19 июня. По его версии, башкирский язык в школах республики изучается в двух ипостасях — как государственный и как родной. Один-два часа «государственного» башкирского, по его мнению, полагаются всем и каждому, а два-четыре «родного» — только добровольно, по выбору родителей.

Однако вскоре минобразования РБ и лично министр Гульназ Шафикова выступили с разъяснениями, опровергающими слова главы республики. Выяснилось, что один-два часа «государственного» башкирского школы вправе выделять во вторых-девятых классах лишь в рамках вариативной части учебного плана или внеурочной деятельности. При этом необходимо спрашивать мнение родительского комитета школы. В результате башкирский язык как государственный изучают не все школьники, а лишь 87,06% обучающихся. Башкирский как родной положен только башкирам по национальности — и то по письменному заявлению родителей. Сейчас его изучают 63,37% детей нерусской национальности. Добавим, что с выявленными прокуратурой нарушениями власти Башкортостана согласились и к 1 сентября пообещали все исправить.

17:44 — REGNUM

В Башкирии отмечается активизация дискуссии по поводу обязательного изучения башкирского языка, обмен мнениями напоминает фронтовые сводки. Как сообщают родительские активисты, несколько школ уже приняли учебные планы с добровольным изучением башкирского языка. Импульсом для нового витка полемики стало размещение на официальном сайте республиканской прокуратуры сообщения с разъяснениями по вопросу изучения башкирского языка в школах.

Одно прокурорское разъяснение — три трактовки

В надзорном ведомстве отметили, что в «школах может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации, граждане имеют право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации (ст. 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)». По мнению сотрудников прокуратуры, «законом закреплено право, а не обязанность по изучению родных языков и государственных языков субъектов Российской Федерации».

«Преподавание государственных языков субъектов Российской Федерации и родных языков осуществляется с особенностями. Здесь должны учитываться Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты, базисный учебный план. Важно, чтобы учебные планы школ, которые предусматривают изучение башкирского языка и родных языков, соответствовали требованиям закона. При утверждении учебных планов обязательно учитывается мнение каждого родителя (законного представителя) учащихся, относительно изучения предметов (ч. 3 ст. 30, п.п. 1, 7 ч. 3 ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)», — поясняется в сообщении.

Заканчивается разъяснение предупреждением:

«Преподавание родных языков, в том числе башкирского языка, вопреки согласию родителей (законных представителей) учащихся, не допускается. За незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ».

Сегодня существует несколько трактовок этого разъяснения. Представители башкирских националистических организаций усмотрели в сообщении прокуроров «подмену понятий башкирского родного и башкирского государственного языков», «давление на участников образовательного процесса», «признаки ликвидации национальных республик», «произвол» и даже «попрание норм и прав нашего государства и общества в нашем регионе», какого именно государства и общества, не уточнялось. Под «попранием» башкирские националисты понимают право школ самим определять, какие предметы из вариативной части им изучать.

(cc) Behind the river

Представители родительской общественности полагают, что башкирский язык в инвариативную часть, обязательную для всех, русскоязычных и национальных, образовательных учреждений на всей территории России, входить не может, иначе его пришлось бы учить всем российским школьникам.

«Теперь каждый из нас должен дать письменное заявление с согласием на изучение нашими детьми башкирского государственного языка, русского, татарского, башкирского родного языка, и других родных языков, например, чувашского или марийского. Факты давления на нас со стороны администрации школы при подаче на особом контроле прокуратуры», — говорят родители.

Есть и третий подход к языковой ситуации:

«Если федеральный центр твердо решил навести порядок в сфере преподавания языков, порядок будет наведен. В девяностые годы прошлого века в Башкирии жестко вводился обязательный башкирский язык для всех учащихся, но вскоре из большинства русскоязычных этот предмет школ исчез, и никто не кричал про «попрание» и «унижение башкирского языка», никто не задавался вопросом, умрут ли с голоду семьи безработных учителей башкирского языка, все прошло тихо и незаметно, потому что все понимали — идёт не преподавание, а имитация преподавания башкирского языка. Если тогда обошлось без потрясений, то и сейчас обойдется. Другой вопрос — насколько решителен и последователен окажется федеральный центр».

Метаморфозы запоздали

Второе и последнее введение обязательного башкирского произошло в 2006 году при правлении Муртазы Рахимова . Тогда же, в 2006 году, русскоязычные школьники Башкирии стали изучать русский язык в меньших, чем в среднем по России, объемах, так как башкирский язык преподавался от трёх до пяти часов в неделю, кроме того, в разных классах преподавались такие дисциплины, как «Культура башкирского народа», «История Башкирии» и даже «География Башкирии». Заметнее всего сокращение уроков русской филологии наблюдалось у первоклассников, вместо пяти уроков письма и четырех уроков чтения в неделю им доставалось лишь три урока письма и два урока чтения. Шквал нареканий вызывал ставший одиозным учебник «Живые родники» для первого и второго классов русскоязычных школ.

В 2006 и последующие несколько лет башкирские националисты, равно как и преподаватели башкирского языка, утверждали, что обучение русскоязычных детей башкирскому языку идёт по безупречным программам и учебникам, все без исключения русские дети хотят изучать башкирский язык и другие «башкортостанские» предметы, а освобождение от изучения башкирского языка отдельных категорий учащихся повлечет немедленную гибель башкирского языка. Из аргументов «за всеобщий и обязательный башкирский» звучало: «вас приютили — учите, иначе уезжайте», «проявляйте уважение к титульному народу», «башкирский язык нуждается в защите».

К 2017 году в риторике поборников произошли едва уловимые изменения, отдельные представители педагогического сообщества начали признавать, что учебники и программы для всеобщего башкирского готовились второпях, что усвоение башкирского школьниками не столь впечатляюще, башкирский не хотят учить не только некоторые русские, но и башкирские дети, а успехи на ниве внедрения башкирского описываются резкой, однако правдивой фразой: «Учителя-экзоты демонстрируют достижения учеников-экзотов, а в общей массе никто из русскоязычных детей, не имеющих татарских или башкирских родственников, на башкирском так и не заговорил».

Реакция сторонников принудительного изучения башкирского языка неоднозначна. Наиболее радикализированные элементы делают опрометчивые высказывания, в которых трудно не заметить идеи сепаратизма. Часть общественников надеется «защитить башкирский язык» путем разного рода акций, петиций и обращений, в том числе и в прокуратуру. Звучат идеи объединения усилий националистов из разных национальных республик ПФО. Некоторые «правозащитники» мечтают изменить российское и региональное законодательство, а кое-кто настаивает, что необходимо прописать новую норму: изучение родного языка должно стать не правом, а обязанностью.

И в общем хоре громких возмущений, граничащих с шантажом требований и поиске виновных теряются пронзительные нотки горестного признания: «Родной язык, язык моей матери и моих предков, язык протяжных песен, от которых все переворачивается в душе, язык, в звуках которого слышен шелест прокаленной солнцем степной травы и свист летящей стрелы, как же мы все перед тобой виноваты! Родной язык, живи и не умирай».

Есть и еще одно особое, нехарактерное мнение:

«Если бы тогда, в 2006-ом, башнационалисты не требовали свысока, а терпеливо разъясняли и, не побоюсь этого слова, искренне просили помощи сильного слабому и делились своей душевной болью за судьбу прекрасного, уникального башкирского языка, если бы школьные администрации были гибче и доброжелательные по отношению к родителям и детям, если бы пореже звучали реплики про «русских оккупантов и колонизаторов», а также настоятельные рекомендации ехать в Рязань, то, может быть, до прокурорских проверок бы не дошло».

И уж совсем немногие отважились бы добавить: «и если бы учитывали потребности особых деток».

Самые незащищенные

Самыми незащищенными в языковых баталиях оказались русскоязычные дети с проблемами здоровья и интеллекта. Ни со стороны прокуратуры, ни со стороны общественников пока не нашлось явных защитников их образовательных интересов в языковой сфере.

«Для особых детей нужны особые учебники и методики, и это касалось всех предметов, кроме башкирского языка. Но объяснить недопустимость преподавания больным детям предметов по непроверенным, а то и несуществующим программам родители не решались. Каждый год классы в особых, коррекционных школах становились всё меньше и меньше, и никто из родителей не хотел, чтобы из школы был «высажен» именно его ребёнок. Все всё понимали, но боялись», — поделилась мама одного из выросших аутистов.

По ее словам, наиболее трудно было добиться обучения в школе детям с психологическими и интеллектуальными проблемами. Таких детей не так уж и мало, только в Уфе для них открыто несколько коррекционных школ-интернатов восьмого вида, для детей с менее выраженными проблемами есть другие коррекционные школы. Ребенок, признанный медико-психологической комиссией необучаемым, не допускался даже в школы восьмого вида и оставался за бортом образования навсегда. Но и попав в школу, по итогам учебного года он мог быть признан необучаемым, переведен на домашнее обучение или вовсе остаться без обучения. Выводы комиссия делала на основе рекомендаций школы, поэтому портить отношения со школьной администрацией родители опасались.

«Это здоровые или считающиеся здоровыми дети могут переходить из одной школы в другую, наши дети такой возможности лишены начисто», — объясняют свое смирение родители.

Для таких детей в течение десятилетий были созданы соответствующие программы и учебники, если в обычной школе на «Букварь» у первоклашек угодило полгода, то дети из школ восьмого вида изучали алфавит два года, и к концу первого класса останавливались на букве «в». Некоторые из этих детей имели серьезные проблемы с речью. Иностранный язык изучали далеко не все учащиеся школ восьмого вида, и не со второго, и даже не с пятого класса.

И вот эти дети, не усвоившие до конца родной русский язык, вынуждены были изучать башкирский язык.

«Их сверстники в других регионах России изучали русский язык или занимались с дефектологами и логопедами, а наши дети в это время сидели на уроках башкирского и ничего не понимали, теряя драгоценное время», — с болью вспоминают родители особых детей.

«Для чего вам нужно, чтобы башкирский язык учили городские русскоязычные дети с проблемами речи и интеллекта? Дети, большая часть из которых без гигантской помощи семьи и языковой среды семьи никогда не выучит более доступные для них иностранные языки? Какая вам радость с того, что будет создана видимость изучения ими башкирского за счет небезразмерного учебного времени, ведь большинство этих проблемных детей рано или поздно будет признано необучаемыми и не сможет пойти даже в десятый класс?» — спрашивали иногда общественники у башкирских националистов, настаивающих на всеобщем изучении башкирского языка каждым школьником Башкирии. Внятного ответа так и не последовало.

Нельзя сказать, что тяжесть ситуации непонятна всем тем, кто должен разбираться в потребностях «особых детей». Один из представителей Башкирского института развития образования (БИРО) порекомендовал родителям этих детей искать сочувствующих специалистов и уже в сопровождении их обращаться в различные инстанции.

Есть ли аттестат без башкирского?

Вскоре после введения, казалось бы, обязательного изучения башкирского языка в 2006 году в республике стали появляться дети, не изучавшие башкирский. Некоторые из них делали это абсолютно официально, они обучались в частных школах, где обязательна была только инвариативная, одинаковая для всей России часть, а все остальное изучалось по совместному выбору родителей и педагогов. Среди них были и дети с некоторыми проблемами развития, и, напротив, высокоодаренные дети, дети-спортсмены, а также часто болеющие дети. Все они в свое время получали аттестаты о среднем образования общероссийского образца.

Но даже учащиеся общеобразовательных школ могли не учить башкирский вполне официально: это дети, находящиеся на домашнем обучении, дети, обучающиеся по индивидуальным учебным планам и по системе экстерната.

Часть детей-отказников не изучала башкирский «на свой страх и риск». Трудно определить, от кого исходила инициатива не изучать башкирский язык, от родителей или от самих детей. Поборники обязательного изучения башкирского уверяют, что это «зашоренные» родители-башкирофобы запрещали своим детям учить башкирский, но известны факты, когда матери и отцы были за изучение башкирского, но их дети-старшеклассники вопреки просьбам родителей «уступить и быть гибче» не изучали башкирский по собственной воле. Все они получили аттестаты, а несколько из них были удостоены золотой медали, и это полностью опровергает тезис, что башкирский язык не хотят изучать «только лодыри и бездари».

Мотивы отказа от изучения башкирского разные, но так или иначе связаны между собой: «это не нужно, не пригодится», «всё равно уедем, так для чего?», «жалко времени».

Таких родителей, возможно, было бы больше, если бы на родителей не оказывалось давление со стороны школьной администрации.

Как давили и давят на родителей

Все методы «работы с родителями-отказниками» сводились ко лжи и запугиванию. Самым главным доводом было лживое утверждение, что «иначе ваш ребенок не будет переведен в следующий класс». В Башкирии не зафиксировано ни одного случая, чтобы школьник остался на второй год, не будучи аттестован только по предмету «башкирский язык». Также лживым было утверждение, что «без башкирского не выдадут аттестат». Еще один метод — внушать, что без изучения башкирского языка не будет сдан обязательный ЕГЭ по башкирскому языку. Как отмечают родители-отказники, «это наглая ложь, в России единое образовательное пространство, и обязательные ЕГЭ должны быть одинаковыми на всей территории страны». В одной из уфимских школ была отмечена устная угроза не взять ребёнка в 10-й класс.

Несколько тоньше психологическое давление, когда репрессии школьной администрации могли коснуться не самих детей-отказников, но кого-то другого. Детьми из начальной школы и родителями тяжело воспринималась угроза «отнять у класса учительницу». В начальной школе роль учителя — классного руководителя достаточна велика, так как он ведет большинство уроков, замена учителя может послужить причиной стресса для младшеклассников.

На этом арсенал давления не исчерпывается. В единичных случаях школьная администрация может вмешаться в судебные и иные разбирательства между родителями и принять сторону того из них, кто более лояльно относится к преподаванию башкирского языка. Некоторым родителям угрожали «сообщить на работу о неуважении к башкирскому языку». Одной из новаций стало написание нелестных характеристик. В качестве образца одна из мам продемонстрировала характеристику из школы-гимназии №39, где, по ее словам, директор Ирина Киекбаева и социальный педагог Анна Гибадуллина , выходя за рамки своих компетенций, касаются сторон ее характера и делают весьма спорные и подчас взаимоисключающие выводы о её «деструктивной деятельности», «авторитарности», «подверженности чужому влиянию».

«На войне как на войне. Что интересно, социальный педагог даже не разговаривала ни со мной, ни с моими детьми. Пошла бы она на нарушение профессиональной и человеческой этики, если бы не мое особое отношение к изучению моими детьми башкирского языка?» — сомневается уфимка, обладательница грамоты «за значительный вклад в развитие гимназии», проработавшая пять лет председателем родительского комитета.

Еще одним видом психологического давления на родителей является пренебрежение, выказываемое как руководством школы, так и управлениями (отделами) образования в администрациях муниципальных районов. Как рассказала ИА REGNUM уфимка Алла Терехова, пытаясь добиться индивидуального учебного плана (ИУП) для своего сына-второклассника, она получила приглашение явиться в приемную начальнику управления по гуманитарным вопросам и образованию Ларисы Бочкаревой со своей оргтехникой и расходными материалами:

«У меня дважды проверили документы, но женщина, у которой была папка с материалами для снятия копий, отказалась назвать себя и свою должность. В папке отсутствовал какой-либо намек на список документов и материалов. Под конец вышеозначенное лицо пыталось заставить меня написать текст, не соответствовавший действительности, и подписать его. Давление прекратилось только после того, как мой муж заявил, что вызовет полицию. Ксерокс нам пришлось поставить на пол, беспрестанно входили и выходили посетители, когда я в согнутом виде меняла бумагу и вставляла документы, и всё это под нотации «Раз вы живёте в Калининском районе, извольте уважать администрацию этого района».

Все эти нюансы складываются у меня в один большой вопрос о профессиональной пригодности как начальника управления, так и его подчиненных. Как еще назвать такую организацию работы, кроме как полный бардак? И если такое творится в самом управлении, то разве удивительно, что тот же стиль перекочевывает в образование. И чему такие специалисты от образования научат наших детей? «

Что происходит сейчас, или кто кого подставляет?

По словам родителей, всеобщая прокурорская проверка всех школ республики на предмет добровольности изучения башкирского языка предстоит в сентябре. В августе в прокуратуру приглашались и приглашаются педагоги, родители, администрация школ, представители учащихся которых уже сообщили о фактах нарушения образовательных прав школьников. Администрация школ поспешно собирает от родителей заявления с согласием изучать родные и башкирский как государственный языки.

Местные СМИ уже поведали, как это происходило на примере рассказа одной из жительниц Дёмского района о том, как ей предлагали заполнить эти заявления. Как сообщила корреспонденту ИА REGNUM уфимка Ольга Комлева, её попросили подойти к директору, и она подошла, так как хотела выяснить, «как там с утверждением учебного плана и что делать, если мы не хотим изучать башкирский». По словам активистки, инициатором заполнения уже напечатанных бланков явился городской отдел образования. Главное нарушение состоит в том, что учебные планы уже подписаны директорами школ, а заявления родителей, которые требуются по закону (ст 44 ФЗ), не собирались, поэтому прокуратура может опротестовывать эти учебные планы.

«А директора школ крайние сейчас окажутся. Минобразования РБ или ГУНО, или кто там еще, им отправляют учебные планы, которые они вряд ли будут менять, кто ж на такое отважится, и подставляют их под проверки прокуратуры, так как подпись ставит директор школы и он отвечает», — сопереживает директорам школ собеседница агентства.

«Конечно, мы живем в Башкирии, но это не значит, что федеральный закон об образовании должен нарушаться. Написано в законе — уроки в вариативной части только с согласия родителей — значит, так и должно быть. Башкирия всегда была спокойным регионом в национальном плане, и только после навязывания изучения языка в школах пошли споры. Пожалуйста, чиновники от образования, прекратите все это. Не подставляйте директоров школ, и если вы в школы спустили учебные планы с башкирским языком без учета мнения родителей, направьте в прокуратуру разъяснение. Директора школ не должны за вашу политику отвечать. Нам еще учиться 10 лет», — призывает чиновников Ольга Комлева и просит директоров школ «не вестись на указания ГУНО о том, что согласие родителей не требуется на изучение башкирского языка».

Несколько иного мнения придерживается Алла Терехова:

«Не стоит воспринимать директоров школ как бессловесные декорации, от которых ничего не зависит. В одних школах по инициативе директоров к детям, не изучающим башкирский, относятся предельно жестко, в других, так же по воле администрации, их оставляют в покое. В одних школах башкирский язык в 10 и 11 классах изучается добровольно, в других — навязывается. От личности директора тоже кое-что зависит, и порой они подставляют сами себя».

Но в одном все матери и отцы единодушны: если мы сами не будем защищать права своих детей, никто за нас это не сделает.

© Екатерина Некрасова

По последним данным, в нескольких школах республики родителей просят заполнить бланки заявлений с графой о согласии или несогласии изучения их ребенком башкирского языка как государственного во внеурочное время. Фотографии бланков в распоряжении редакции. В одной из школ, расположенной на границе с Татарией, по словам родительских активистов, принят школьный учебный план без изучения башкирского языка.

Как сообщил ИА REGNUM источник, до 20 сентября у директоров школ будет возможность принять учебные планы с учетом мнений родителей и подписанием всех необходимых заявлений и документов. Добиваться преследования педагогов и директоров в прокуратуре не хотят, но и нарушать законодательство им тоже не позволят. Какой вывод сделают и родители, и педагоги, зависит только от них самих.

Обязательное изучение башкирского языка в школах признали нарушением. Соответствующее представление прокуратура республики после многочисленных проверок внесла на адрес Рустэма Хамитова. Теперь в течение месяца главе региона придется дать ответ по этому вопросу. Изучать нельзя запретить

Группа родителей 39-й школы Уфы, создав так называемый «Комитет по защите прав русскоязычных школьников », да и многие другие родители учащихся города считают, что изучение башкирского языка должно носить сугубо добровольный характер, ссылаясь на закон Российской Федерации. Они хотят, чтоб у их детей была возможность выбрать другие предметы по желанию. Однако, как утверждают активисты, на директоров школ оказывают давление со стороны Министерства образования и администрации – мол, утверждайте обязательный учебный план с башкирским языком.

Директор 39-й гимназии подтвердила, что изучение башкирского языка обязательно для всех учащихся школы.

– В нашей школе преподавание ведется в соответствии в законодательной базой Российской Федерации и Республики Башкортостан. Башкирский язык обязателен, потому что у нас школа ЮНЕСКО, гуманитарная направленность, языков изучается очень много. Башкирский школьники учат с четвертого по девятый класс, – рассказала Ирина Киекбаева.

Однако школа ЮНЕСКО – это одно, тем более, что она изначально направлена на изучение нескольких языков. Почему бы и не включить сюда башкирский в конце концов?

Но вот в обычной 44-й школе башкирский язык обязательный со второго класса. И мама близнецов, только окончивших первый класс, Мария Мигунова (явно не носитель башкирской культуры), положительно относится к такой практике.

– Мы в школе учили, я одни пятёрки получала, отличная гимнастика для мозга. Кто много языков знает, не страдает потом болезнью Альцгеймера.

А вот Ангелина Пономарёва, которая только собирается отправить пятилетнюю дочку на подготовку в школу, категорически против изучения башкирского.

– Я против навязывания любого языка. Русский – наш государственный язык. Его и будем учить. Если бы нам предложили изучать башкирский как иностранный, у меня бы не было претензий. Но я бы всё равно не согласилась. Весь мир говорит на английском, очень распространён стал китайский, вот они могут действительно пригодиться.

Несколько месяцев активисты собирали подписи у родителей – противников изучения башкирского – и направили жалобы в прокуратуру.

Ответ Рустэма Хамитова

Последовал ряд проверок Рособрнадзора в школах всего региона, которые выявили целый ряд нарушений законодательных норм, например, в использовании учебников и методических пособий, нормировании учебных процессов, а также несоответствия локальных актов некоторых школ нормам федерального и республиканского законодательства об образовании. Собрав все выявленные нарушения в один документ, прокуратура республики 25 мая 2017 года на имя Рустэма Хамитова вынесла представление устранить нарушения.

Как сообщили корреспонденту Ufa1 в прокуратуре, ответа они ожидают в течение месяца. В пресс-службе главы республики подтвердили, что представление получили и готовы дать ответ в указанные сроки.

Официальная позиция главы республики пока не ясна. На совещании в правительстве он заявил, что, с одной стороны, школы республики обладают достаточной базой для перехода на обязательное изучение башкирского языка. С другой, он подчеркнул, что правительство должно следовать федеральным образовательным стандартам.

В своей речи Рустэм Хамитов отметил, что потребности школьников в изучении родного языка в Башкирии должны быть удовлетворены в полной мере, но вместе с тем органы образования не должны нарушать федерального и республиканского законодательства.

Рустэм Хамитов не ответил на главный вопрос, который волнует родителей республики уже не первый год: останется ли башкирский язык в школах республики обязательным или станет факультативом?

Прокуратура в Башкортостане выявила нарушения в преподавании башкирского языка в школах, в частности в методических пособиях и учебниках, нормировании учебных процессов, а также нашла несоответствия с федеральным законодательством об образовании. Соответствующее представление ведомство республики после многочисленных проверок внесла на адрес главы Башкортостана Рустэма Хамитова. Хамитов, в свою очередь, должен будет в течение месяца дать ответ по этому вопросу, сообщает ufa1.ru.

Все началось с того, что группа родителей 39-й школы в Уфе "Комитет по защите прав русскоязычных школьников", считая, что изучение башкирского языка должно носить сугубо добровольный характер, ссылаясь тем самым на закон Российской Федерации. Родители выступают за возможность выбрать другие предметы по желанию. Но, по словам активистов, на директоров школ оказывают давление со стороны Министерства образования и администрации.

В нашей школе преподавание ведется в соответствии в законодательной базой Российской Федерации и Республики Башкортостан. Башкирский язык обязателен, потому что у нас школа ЮНЕСКО, гуманитарная направленность, языков изучается очень много. Башкирский язык школьники учат с четвертого по девятый класс, - цитирует портал слова директора 39-й гимназии Ирины Киекбаевой.

Что касается изучения башкирского языка в других школах, то, например, в обычной 44-й школе башкирский язык обязательный со второго класса. И не все родители положительно относятся к такой норме.

Я против навязывания любого языка. Русский - наш государственный язык. Его и будем учить. Если бы нам предложили изучать башкирский как иностранный, у меня бы не было претензий. Но я бы все равно не согласилась. Весь мир говорит на английском, очень распространен стал китайский, вот они могут действительно пригодиться, - высказал свое мнение порталу родитель пятилетнего ребенка Ангелина Пономарева.

После нескольких месяцев сборов подписей противников изучения башкирского языка активисты направили жалобы в прокуратуру. Последовал ряд проверок, по итогам которых были выявлены нарушения. Их собрали в один документ и 25 мая этого года прокуратура вынесла представление на имя Рустэма Хамитова устранить нарушения. Ответ глава региона должен дать в течение месяца.

Как пишет портал, пресс-служба главы республики подтвердила получение документа из прокуратуры и готовы дать ответ в указанные сроки.

По словам Рустэма Хамитова, школы республики обладают достаточной базой для перехода на обязательное изучение башкирского языка. Однако правительство должно следовать федеральным образовательным стандартам, считает глава.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​