Диетические... Волосы Аксессуары

Святки: история и традиции праздника. Святки: история и традиции, о которых стоит знать Святки что за праздник кратко

Зимняя череда праздников не оставляет скуке и унынию ни малейшего шанса, весь декабрь проходит в круговерти подготовки и покупок подарков, затем с бокалом шампанского мы весело встречаем смену года, дальше — Рождество, потом — Старый новый год, далее — Крещение, а там и до весны вроде уже не так далеко.

У наших предков существовала целая традиция отмечания особого зимнего периода — Святок. В это время было очень важно чтить память ушедших и узнавать будущее с помощью гадания. Самое интересное и важное о Святках.

Русская традиция Святок

В русской традиции было принято называть словом “Святки” целый месяц — с 19 декабря, когда отмечался Николин день, или празднование Николы зимнего, до 19 января — Крещения. Само значение слова связано в первую очередь с культом Солнца (солнечный день начинает снова прибывать) и культом предков. Борьба холода и тепла, тьмы и света обязательно заканчивалась победой добра и жизни — этому сюжету и посвящались большинство действий периода.

Существует мнение, что в дохристианской Руси Святки были посвящены торжеству Святовита — одной из испостасей верховного бога неба, Белбога. Некоторые исследователи считают, что слово происходит от старославянского “святки” — “души предков”.

Неделя от Рождества до Васильева дня — Старого Нового года — это “святые вечера”, наполненные добром и светом, а вторая половина вплоть до Крещения — “страшные вечера”, когда миром правят разгулявшиеся силы зла.

Церковная традиция праздников

По православным обычаям этот период ощутимо короче — Святкам отводится всего 12 дней между Рождеством и Крещением. В церковном календаре эти дни посвящены евангельским событиям: рождению Христа и его последующему крещению в реке Иордан. В эти дни нельзя венчаться. Праздничными эти дни были официально признаны еще на Втором Туронском Соборе 567 года.

Обычаи Святок

В эти дни было принято совершать множество действий — и веселого, шутливого и даже хулиганского характера, и вполне серьезного, наподобие магических обрядов на благополучие семьи и рода в новом году. Предки знали и как правильно поминать ушедших, и как гадать на богатство, любовь и процветание. Все действия проводились в темное время суток — хотя, учитывая долготу дня, это вполне логично.

Посещение с подарками друзей и нуждающихся

В первые дни праздников всегда было принято посещать друзей и близких, дарить подарки — в память о тех дарах, что принесли Младенцу волхвы. Традиционно считалось правильным проявлять милосердие: вспоминать о бедных и больных, помогать детским домам или приютам, пациентам больниц и заключенным. Даже цари практически во всех христианских странах, переодевшись простолюдинами, посещали тюрьмы, больницы и раздавали милостыню и подарки.

Угощение на Святки

Один из основных и обязательных моментов святочных торжеств — общесемейная трапеза, для которой непременно готовилось нечетное количество блюд. На стол было принято ставить кутью — сладкую кашу из риса или замоченных зерен пшеницы, сбитень, ореховое печенье, блины и овсяный кисель с травами и пряностями. Обязательно ставили и дополнительные приборы для тех членов семьи, которые ушли в мир иной в прошедшем году.

Ряженые и колядки

С древних времен славяне практиковали обычай рядиться, оборачиваться в кого-либо, надевать на себя личины кого-то другого — “окруты”, “скураты”. Распространение христианства не слишком повлияло на эту традицию, несмотря на официальный запрет церкви.

Колядующие в костюмах — “славящие” — пели песни и гимны, переходя в Сочельник — канун Рождества — от дома к дому, а хозяева угощали их обрядовой пищей и сладостями, после чего все обменивались пожеланиями добра. Особенно любили эту замечательную традицию дети и подростки.

Ритуальные песни и игры Святок

Помимо колядок, пелись щедровки — песни с пожеланиями щедрости Бога к хозяевам дома и христославы — из названия понятно, что это религиозные песнопения. Эти песни можно было исполнять только в период Святок. Это светлая сторона праздников.

Темная, оборотническая, заключалась в играх и песнях другого характера. Для этих обрядов использовались совершенно другие костюмы, маски и образы — ряжение считалось делом опасным и греховным, переодетый человек словно бы одалживал свое тело и голос духам предков и древним богам. Поэтому в Крещение нужно было обязательно смыть с себя следы празднования в крещенской воде, которая считается святой.

Молодежь устраивала шумные сборища — часто не самого безобидного характера, порой случались весьма фривольные и во многом циничные игры и шутки, нередкими были и драки по ничтожному поводу, в том числе известные кулачные бои и “стенка на стенку”.

Гадание на Святки

К гаданию можно относиться как угодно — церковная традиция жестко порицает подобные вещи, но наши предки очень охотно использовали некоторые способы заглянуть в будущее. Особенно популярным гадание было среди девушек — узнавали, удастся ли выйти замуж в течение года, будет ли муж богатым и ласковым, каким будет здоровье всех членов семьи.

Гадание на зеркале

Этот способ известен всем по поэме Ивана Жуковского “Светлана”.

В любой день Святок вечером, взяв с собой зеркало, свечу и полотенце, нужно зайти в пустую комнату в одиночестве. Сосредоточившись, поставить все на стол и сесть напротив зеркала со словами “Суженый-ряженый, приди ко мне ужинать”. Дальше нужно просто смотреть пристально в зеркало, стараясь ни о чем не думать. Через какое-то время пламя свечи начнет трепетать, а зеркало слегка потускнеет.

В этот момент нужно будет сразу протереть его полотенцем — жених обязательно покажется за плечом вашего отражения. Его желательно рассмотреть, чтобы признать впоследствии при встрече, а потом крикнуть: “Чур с этого места”. Если хватит духу не сделать этого, то жених, по слухам, усядется за стол и выложит из кармана какую-нибудь ювелирную вещицу. Тут уже без вариантов нужно говорить “чур!” — то есть закрывать гадание словом-ключом, призывающим помощь духов предков. Утверждается, что именно такой подарок вы получите в будущем именно от этого человека. После гадания выходить из комнаты спиной вперед, обязательно умыть лицо и руки в проточной воде.

Гадание на воске

Подходит для всей семьи. Зажечь несколько свечей на столе, по очереди брать одну из них и капать расплавленный воск в тазик с водой. Затем смотреть, что за фигура получается на тени — она-то и предскажет будущее. При трактовании включить фантазию — как правило, лучше всего “дар предсказательства” работает у детей.

Гадание на пепле

Разрезать бумагу на небольшие квадраты. Сжигать над пламенем свечи и разглядывать пепел точно так же, как в предыдущем случае, — что за фигурка будет получаться на тени.

Гадание по словам

В полночь девушки большой компанией выходят на улицу и подслушивают слова прохожих по очереди. Именно они и помогут узнать будущее. Лучше всего проводить обряд, соблюдая молчание, — если вовсю веселиться и разговаривать между собой, можно прослушать что-то важное. Пожелание на эти дни — если вдруг вам встретится стайка молчаливых девушек, скажите что-нибудь приятное и хорошее. Вам ничего не стоит, а у кого-то, возможно, сбудется одно из самых заветных желаний.

Гадание на вещах

Очень популярный способ гадания. Все собравшиеся отдают по одной какой-то вещи — лучше продумать этот вопрос заранее и выбрать предметы с внятной и позитивной символикой. Кольца, серьги, браслеты, маленьких куколок, ленты, пишущие ручки, монеты, маленькие пирожные, бумажки с хорошими пожеланиями — все это складывается под полотенце. Затем наугад вынимают каждый себе по предмету — и по нему определяют свою ближайшую судьбу.

"Пришли святки, и кроме парадной обедни, кроме торжественных и скучных поздравлений соседей и дворовых, кроме на всех надетых новых платьев, не было ничего особенного, ознаменовывающего святки, а в безветренном 20-ти градусном морозе, в ярком ослепляющем солнце днем и в звездном зимнем свете ночью, чувствовалась потребность какого-нибудь ознаменования этого времени." (Л. Толстой. "Война и мир")

Приход ряженых взорвал этот тихий будничный вечер песнями, играми, скоморошьими переодеваниями, бешеной ночной санной скачкой.

Н. Каразин. Поездка Ростовых на святках к Мелюковым.

"Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом всё веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры ..."

"Наташа первая дала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, все более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз и, переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани..."

"...И только по усилившемуся как будто навстречу ветру и по подергиванью натягивающих и все прибавляющих скоку пристяжных заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится..."

Все смешалось у соседей, куда примчались в веселом святочном воодушевлении Ростовы: свои и чужие дворовые, господа...

"После русских плясок и хороводов Пелагея Даниловна соединила всех дворовых и господ вместе, в один большой круг; принесли кольцо, веревочку и рублик, и устроились общие игры."

А потом были гадания, веселые и страшные в бане. Под действием необычных святочных обстоятельств, Николай Ростов принял окончательное решение жениться на Соне (этому не суждено было сбыться).

Так Лев Толстой описывает святки в доме Ростовых, вплетая в ткань своего романа все традиционные святочные мотивы.

Святки — святые дни или святые вечера, 12 дней от праздника Рождества Христова до праздника Богоявления (Крещения) с 25 декабря (7 января) по 6 (19) января, отмечаются в честь рождения и крещения Христа, совершавшихся, по церковному преданию, вечером или ночью.


Христианская традиция празднования святок также известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве можно встретить у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.


Святки на Руси явление совершенно особое. " Никогда русская жизнь не является в таком раздолье, как на Святках: в эти дни все русские веселятся." (И.Снегирев. Песни русского народа)

Русские святки - это, во многом, наследие древней славянской культуры, относящееся к дохристианскому периоду. Эта языческая традиция осмысливается как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом. Едва ли не зрительно ощутимый временной зазор между прошлым и будущим дает надежду на возможность попросить у судьбы лучшей доли вырвать тайну грядущего. Отсюда особая насыщенность магическими обрядами,гаданиями, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяющая святки из всего календарного года. Время тревожное, веселое и опасное поскольку существовало представлениями о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы.

В древности (а на Руси начало празднования святок уходит корнями в глубокую древность) с просьбами обращались к языческому Богу Святовиту. Святовит — одно из имен верховного бога Перуна. Славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь.

А вот незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.

Правда, встреча с духами и нечистью была делом очень опасным, поэтому предполагалась некоторая маскировка. Духи должны были принять молодежь за "своих". Так появился обычай "рядиться", по зимним дорогам зашагали ряженые. Считалось, что под масками скрываются не молодые соседские парни и девушки, а духи умерших предков, спустившихся на землю, пришедших из зимы в лето.


М.Павлова. Встреча с ряженым.

Мы люд не простой — из далеких краёв.

Люди все бывалые, из-под самого рая.

Идём мы от пана Года,

Что носит бороду,

Ширóку, как лопату,

Сиву и мохнату.

Мы к лету идём,

Козу ведём и радость несём.

Широки ли стены, чтобы нам потанцевать?

Хороша ли хозяйка, чтобы нас угощать?


Парни "рядились" — солдатами, купцами, цыганами, стариками горбатыми, бабами, а «натуральные бабы и девицы» — птицами (журавлём, курицей), цыганками с ребёнком. Популярны были также костюмы животных — медведя, волка, козы, быка, кобылы. Ряженые «слонялись по всему селу».

Особенным успехом пользовались пары и группы ряженых, исполнявшие сценки: лошадь с верховым седоком, медведь с вожаком «и при нём деревянная коза». Остов лошади изображали два парня. Передний держал на двузубых вилах голову, сделанную из соломы. Голова, как и вся лошадь, обтягивались попоной, так что зрители видели только ноги парней. На плечи первого взбирался мальчик, и «лошадь» отправлялась бродить по селу с прыжками и гарцеваньем. Под звуки гармошки забавно переваливался «медведь» на цепи — парень в вывороченной шубе, вожатый сыпал прибаутками, а «коза» хлопала деревяшкой, прискакивая около медведя.

Большим любителем святочных "маскарадов" был Петр Первый. Среди его ряженых были самые разнообразные персонажи: от животных до пап и кардиналов.

К попытке молодежи "прикинуться" представителями нечистой силы можно отнести и обычай "баловства".

Дети и подростки собирались по ночам большими толпами и баловались как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров. Еще одно развлечение — ритуальное похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. Этот обычай дожил даже до советских времен, когда несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после праздников их возвращали на место.

Святки на Руси всегда были "праздником молодежи по преимуществу.. "(С. Максимов). Центральной фигурой на святках была - девушка. "Всматриваясь в святочные обычаи, мы всюду видим, что наши Святки созданы для русских дев. В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели - к сближению суженых <...> Только в Святочные дни юноши и девы сидят запросто рука об руку; суженые явно гадают при своих суженых, старики весело рассказывают про старину и с молодыми сами молодеют; старушки грустно вспоминают о житье девичьем и с радостью подсказывают девушкам песни и загадки. Наша старая Русь только на Святках." (И.Снегирев. Песни русского народа). Хотя девушки тоже иногда принимали участие в процессиях ряженых, их главной праздничной "темой" были гадания.

И.Крамской. Гадание.

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали: За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном

Слушали; кормили Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили; В чашу с чистою водой Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

В. Жуковский.

Гадали все... От мала до велика.

Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,

Всё потеряв невозвратимо;
И всё равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.

А. Пушкин.

Если веселые посиделки проходили в святые вечера - в последюю неделю святок, то гадать полагалось в страшные - сразу после Рождества. Гадали юные крестьянки, гадали дворовые девушки, барышни чаще всего гадали в присутствии опытных нянюшек. Самая известная "гадающая барышня" в русской литературе, конечно, Татьяна Ларина.

Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно вылитым узором
Ей что-то чудное гласит;
Из блюда, полного водою,
Выходят кольца чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
«Там мужички-то всё богаты,
Гребут лопатой серебро;
Кому поем, тому добро
И слава!»
Но сулит утраты
Сей песни жалостный напев;
Милей кошурка сердцу дев.

Морозна ночь, всё небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно...
Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна...
Чу... снег хрустит... прохожий; дева
К нему на цыпочках летит
И голосок ее звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя? Смотрит он
И отвечает: Агафон.

А. Пушкин.

В "арсенале" Татьяны самые разные гадания, в том числе и страшное - с зеркалом на луну. Оно считалось самым верным, но самым опасным, так как зеркало представляло, по древними поверьям, границу между реальным миром и миром духов. Гадать с зеркалом следовало в бане или другом "нечистом" месте.

К.Брюллов Гадающая Светлана.

Не менее тревожным было гадание на растопленном воске, который мог принять, застывая, любую форму - от свадебной кареты до гроба и очертаний могилы. Вместо воска можно было использовать жженую бумагу - будущее должна была предсказать тень, которую она отбрасывала на стену.

Для гадания по волосам нужно было заблаговременно похитить у любимого волос и вместе со своим бросить в тарелку с водой: сплетутся волосы - быть скорой свадьбе, плавают на расстоянии - впереди разлука, утонувший волос предрекает "хозяину" болезнь или даже смерть. Таз с водой требовался и для гадания по скорлупе грецкого ореха. По "берегам" прикреплялись бумажки "свадьба", "помолвка", "болезнь", "разлука", а скорлупка-кораблик с именинной свечкой должен был выбрать судьбу своему капитану. Повеселее было гадание по полену: из поленницы в темноте, наугад вытаскивалось полено. Его вид становился точным портретом будущего мужа: полено гладкое с ровной гладкой кожей - муж красивый и молодой, кора толстая корявая - муж некрасивый, кора на полене ободрана - муж бедный, растрескавшееся полено - муж рябой и с физическими недостатками, большое полено - муж красивый и сильный, сучковатое полено - следует ожидать многочисленного потомства. А гадание с петухом проводилось целым девическим "коллективом": если петух склевывал все рассыпанные перед ним зерна, замуж выйдет их насыпавшая, если часть - замужество "грозит" той, "порядковый" номер которой совпадает с числом склеванных зерен, а если петух совсем отказался от угощения - ни одной свадьбы в этом году, увы, не будет. Это гадание тоже было скорее веселым, чем страшным.

Но все гадания - веселые и страшные, глупые и романтичные - не одобрялись Православной церковью. Порицанию подвергались и пляски и песни "ряженых". Во второй половине 18 века даже вышел императорский указ: «Запрещается в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».

Народ неохотно расставался со святочными традициями. Но и ряженые, и гадающие, безусловно, сознавали, что занимаются делами греховными. Хотя бы потому, что при гадании, например, нужно было убрать от себя все предметы, обладающие крестной силой: "Сняли с себя кресты, немытика (черта) помянули" (С. Максимов). Пушкин в сцене гадания Татьяны упоминает о поясе-обереге - "поясок шелковый сняла".

Единственным способом "очиститься", смыть с себя грех после святочных "безобразий" в деревнях считалось купание в крещенской проруби-купели.

Постепенно на корнях языческих традиций вырастали новые побеги. Святочное веселие наполнялось новым смыслом.


К.Трутовский. Колядки в Малороссии.

Колядующие славили не только хозяев дома, но, в первую очередь, пели славу Младенцу Христу. По улицам ходили детские процессии с самодельными вертепами, где розыгрывались библейские истории рождения Христа.

Последним святочным вечером был крещенский сочельник.

Издавна гадания для русского народа являлись значимым обрядом. Сначала они были частью языческих священнодействий, затем постепенно стали любимым занятием накануне великих праздников. Большое число народных гаданий приходилось на Святки, пору таинственную и волшебную.

Святки – это зимние праздники, от Рождественского Сочельника до Крещения Господня (6-19 января по новому стилю), ассоциировались у наших предков с необычайным временем, когда рубеж между земным и потусторонним миром ослабевает. Считалось, что после наступления Рождества распахиваются небесные врата, и заскучавшая нечистая сила опускается на землю, свободно разгуливает среди людей и способна бесчинствовать до самого Крещения. Сильно злит нечисть и то, что в начале года день начинает прибавляться – как говорится, «солнце – на лето», а значит, не за горами и всеобщее весеннее возрождение. Особенно опасной считалась вторая неделя Святок – так называемые «страшные вечера».

Общие сведения о святках

Никогда русская семейная жизнь не живет в таком раздолье, как на святках. Здесь все возрасты принимают участие в веселости, особенно женский пол. Молодые люди среди игр и веселий выбирают для себя суженых; старики рассказывают про старину; старушки подтверждают разными опытами достоверность гаданий. И все это совершается вечерами, в полном собрании многих семейств. Женщины позыватки обходят дома с приглашением, где есть девушки, в семейство зажиточное, где лелеется ненаглядное дитятко, краса девичья, зазноба молодеческая.

Вся важность святочных вечеров заключается в гаданиях, передаваемых из рода в род. Отыскивать первоначальное появление этих гаданий нет никакой возможности. Предания наших предков, письменные и словесные, ничего не говорят об этом. Было бы очень несправедливо, если бы мы приписали их существование временам нехристианским русского народа, как доселе делают с предметами, не вполне объяснимыми. Мы останемся при одном мнении, что святочные гадания усвоивались русской жизни в продолжение многих веков, при постоянном или временном сношении наших предков с соседними народами. Если бы была возможность тщательно проследовать отдельные поверия по пограничным местам в разных веках, потом следить их распространение по внутренним городам, тогда бы мы могли с точностью означить: из какой страны, из какого города, от какого народа перешли к нам суеверные поверия, где они были приняты, где нет, где исчезли, где и доселе существуют. Мысль едва исполнимая, едва возможная в своем осуществлении; но, как вероятная, она проистекает из действительного бытия мифов древней восточной жизни, столь редко переживавших свои периоды, столь явно переходивших от одного народа к другому. Мы знаем быт великоруссов, мы постигаем быт малоруссов, мы верим в отдельное существование быта белоруссов; но можем ли мы смело сказать, что они отделены один от другого? Их разнообразные проявления заставляют думать, будто они никогда не сливались один с другим, будто никогда жизнь великорусская не селилась на полях малорусских, если бы история не указывала нам на постепенные возрасты того и другого, если бы не говорили нам дела, что каждый из них осуществлял свою данную мысль при содействии другого. Отчего мифы, поверья, семейные сказания Белоруссии отличаются от мифов, поверьев, семейных сказаний Великорусски? Отчего малорусе верит в поверие, едва известное великоруссу и о котором совершенно не знает белорусе? В чем заключается основная причина переселения мифов от одного народа к другому? Отчего происходит их усвоение той или другой общественной жизни? Подробное обозрение общественной и семейной жизни решительно оправдывает предположение о переходе поверий в русскую жизнь в продолжение многих неков и от многих народов.

Святочные гадания, совершаемые доселе в русской семейной жизни, производятся вечерами, с 25 декабря по 5 января, и притом в разное время. Так одни совершаются вечером, другие в полночь, а третьи приготовляются ко сну. Вечерние гадания обыкновенно начинаются с той минуты, как скоро освещают огнем комнаты. Некоторые из них представлены ниже.

Когда начинаются Святки в России

Святки начинаются в России с Рождества Xристова и продолжаются до крещенского сочельника. С присоединением Малороссии к России, в половине XVII в., малороссияне начали мало помалу заимствовать некоторые святочные обряды от русских. Святки составляют собственно время забав. Мы нигде не видим, чтобы святки праздновались с такой безотчетной веселостью, как между русскими. Многие славянские писатели, оставившие нам прекрасные отрывки по части древности, ничего не сообщили о святках.

Древние христиане освящали все торжественные праздники благочестивыми делами. Государи освобождали народ, с Р. Х., от разных недоимок, уменьшали подати, выпускали преступников из темниц и проч. Пастыри наставляли людей святить праздники Господни богоугодными приношениями. Христиане ревностно выполняли благие внушения наставников, делая в пользу страждущего человечества посильные подаяния, которые Церковь освящала Божескими благословениями. Эти дни, ознаменованные душеспасительными делами, прослыли святками или святыми; народ же обратил их в свои забавы.

Святки, происходя от глагола «святить», находятся в тесной связи с воспоминаниям о Рождении Спасителя мира.

В какое время появились святки в России? Откуда они перешли к нам? Об этом нет никаких исторических сведений. Изустные рассказы не превышают древности ста лет. Святки, конечно, сделались известными по введении христианской веры в России, но об них ни Нестор, ни продолжатели его летописи не упомянули. Перерывая многие русские летописи, я не встречал названия святок ранее XVII века; история же насчет сего предмета совершенно молчит. Летописцы наши, описывая события гражданские и церковные, не заботились о житье-бытье наших предков, а старые обычаи исчезли вместе с преданиями. Ныне собирают предания, и как это тяжело! Нельзя не допустить, что святки праздновались еще в отдаленные времена. Хотя новый год считался первоначально с марта месяца, со дня Благовещения; после с сентября месяца, в великокняжение Симеона Гордого и наконец (когда Петр В[еликий] ввел общее европейское летосчисление) с генваря месяца 1700 г.: однако это летосчисление не изменяло святочных дней; празднование их приходилось в одно и то же время, как ныне. Но при всем усилии, решение вопроса о положительном появлении святок остается невозможным по причине недостатка свидетельств.

Наши праотцы, без сомнения, праздновали святки иначе, нежели жившие после них и нежели празднуем мы сами. Время изменяет много в жизни. Самые забавы и игры предков уже не те, какие нынче. Весьма было бы полезно, если бы можно было представить картину житья-бытья давно минувших веков: в ней бы мы увидели историю нашей народности. Теперь одни старого времени люди утешают нас рассказами о былом, а нянюшки забавляют своими простодушными повестями о том, как припеваючи веселились наши деды, и поют песни о прошлом по одному искаженному слуху.

Предмет святочных забав

Предмет святочных забав весьма разнообразен: он выражает народное веселье и семейную жизнь в гаданиях и переряживании, которые совершаются ночью, а ночи в это время бывают как нарочно темные, наводящие ужас на самих участников святочных игр.

Коляда

В святочный период проходила Коляда, старинный языческий обряд, сопровождавшийся обходом домов с песнями и поздравлениями. У древних славян это был праздник народившегося солнца, день рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры, вокруг которых плясали, с горы скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи, чтобы избежать неурожая, собиралась в избе, где плясала и слушала сказки.

Коляда не обходилась без ряженых. В вечернее время и ночью по домам ходили ряженые – колядующие. Они пели колядные песни, высказывали хозяевам благопожелания и достаток в будущем году, за что получали обрядовую еду и подарки.

Православная церковь активно боролась с подобными остатками язычества путем прямых запрещений, организацией своих праздничных служб, а также христианским переосмыслением традиционных народных обрядов.

Святочные гадания

Собравшись все вместе, в один дом, девицы выходят на улицу: здесь каждая из них должна спрашивать об имени первого встретившегося ей человека. Они верят, что таким именем будет называться их суженый. Это самое окликание производится под Новый год; девушки тогда выходят на перекресток с пирогом.

Ходят слушать под окна чужих домов и, внимая разговору веселому или скучному, предрекают себе такую же жизнь в замужестве. Ходят в темноте в дровяной сарай, берут полено из поленницы и потом в покоях смотрят: если оно гладкое, го муж будет хороший; а если кому попадется суковатое, особенно с трещинами, то он будет дурной и сердитый.

Выводят из конюшни лошадей через оглоблю. Если которая зацепит оглоблю ногами, то муж будет сердитый; если же перескочит чрез нее, то муж будет тихий и смирный. Подходят к амбарам: если услышат пересыпку хлеба, то уверяют себя, что их замужняя жизнь будет достаточная. Слушают под церковным замком: если подслушают пение - «со святыми упокой», то это предвещает смерть; если услышат что-нибудь свадебное, то означает, что в том же году выйдут замуж.

Снимают с насести кур и приносят в ту горницу, где транее приготовлено в трех местах: вода, хлеб, кольцы юлотые, серебряные, медные. Если чья курица будет нить воду, то муж будет пьяница; если будет есть хлеб, то муж будет бедняк; если возьмет кольцо золотое, то муж будет богач; если серебряное, то муж будет ни богат, ни беден; если же сдвинет с места медное, то будет нищий.

Пересчитывают в лестницах балясы, говоря: «Вдо-иец, молодец», и, доходя до последней, смотрят: на каком слове остановились, такой будет и муж. Выходят к забору и говорят: «Залай, залай, собаченька, залай, серенький волчок». В которой стороне услышит девушка лай, в той стороне будет жить замужем. Если лай раздается близ дома, то это показывает, что отдадут замуж не в дальнюю сторону; если же лай будет тихий, едва слышный, то будет выдана замуж на чужую сторону.

Бросают башмаки чрез ворота на улицу, потом выходят сами на улицу и смотрят: в которую сторону он обращен носком, там и быть замужем. Худой признак для девушки, когда ее башмак лежит обращенный к домашним воротам: в этот год не быть ей замужем. Ходят смотреть в окна соседей во время ужина. Если заметят сидящих за столом с головами, то предвещают себе, что будущие родные все будут живы; если же видят без голов, то думают, что они скоро все вымрут.

После подблюдных песней выносят воду на двор, и каждая из девушек, отливая несколько этой воды под верею, берет в горсть снегу. Приходя в покой, смотрят: какого цвета снег, таков будет и суженый. Полуночные гадания всегда начинаются после ужина, с 12 часа ночи. В них участвуют взрослые девицы, в присутствии опытных старушек. Исчисляем эти гадания.

Гадающие девушки садятся у окон, выговаривая каждая: «Суженый, ряженый! поезжай мимо окна». Если которая услышит поезд с криком, с свистом, то предрекает себе жизнь веселую и хорошую; а когда поезд будет тихий, то предрекает себе замужнюю жизнь в бедности. Вывешивают за окно ключи, щетку. Кто из проходящих их пошевелит, спрашивают его: «Как звать?» Думают, что этим именем будет называться суженый.

Берут скорлупы грецких орехов, режут восковые свечи на маленькие кусочки, вставляют в скорлупы, пускают плавать в чашку, наполненную водою. Потом каждая из девушек зажигает свечки своей скорлупы. Здесь замечают: которая потонет, та умрет незамужнею; у которой скорее сгорят свечки, та прежде всех выйдет замуж; а у которой будет гореть долее всех, той не бывать замужем.

Отчаянная девушка накрывает в пустой комнате стол скатертью, кладет прибор, кроме ножа и вилки, и говорит: «Суженый, ряженый! приди ко мне поужинать». Все окружающие выходят в ближние покои, а она, оставшись одна, запирает двери, окна, садится за стол с ожиданием суженого. Признаки приближения суженого суть следующие: ветер жужжит под окнами, с свистом; удары в окна, в дверь; смрадный запах. Потом является суженый. Девушка должна сидеть на своем месте, молчать на все вопросы, замечать черты лица и платье. Суженый садится за стол, начинает говорить. Девушка вместо ответа спрашивает: «Как звать?» Суженый сказывает имя, вынимает что-нибудь из кармана. В этот миг девушка должна говорить: «Чур моего места! чур моей загадки!» Суженый исчезает, оставляя на столе вещь, им принесенную. Если она сробеет и не зачурает, то суженый производит разные проказы.

Девушки выходят на двор, берут скатерть за края, старушка всыпает снег. Раскачивая скатерть, приговаривают: «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собаченька; дознай, дознай, суженый!» В это время каждая девушка прислушивается, как лают собаки. Хриплый лай означает суженого старика, звонкий- молодого, толстый - вдовца. Делают с вечера из воску стадо лебедей по числу девиц. Лебедку окрашивают румянами, а лебедь остается белым. Гадальщицы выбирают для себя лебедя с лебедкою, опускают в чашку с водою и накрывают платком. Пред тем временем, как ложиться спать, смотрят, как плавает лебедь с лебедкою? Если плавает вместе, то замужняя жизнь будет согласная; если разошлись порознь, то будет вражда.

Самые отчаянные и пожилые девушки выходят в лунную ночь на реку послушать в прорубь. Нянюшки стелют воловью шкуру. Девушки садятся слушать и смотреть в воду. Которая выйдет в этот год замуж, та увидит своего суженого в воде, точно в таком наряде, в каком он придет на сговор; которой же сидеть в девках, та только услышит один стук из воды. Наливают с вечера в рюмку воды, опускают кольцо и выставляют на мороз. Перед сном нянюшки приносят рюмку и смотрят: сколько бугорков, столько родится сынков, а сколько ямок, столько дочек.

Нянюшки с вечера обсевают золой башмаки и прячут под кровати, будто скрытно от девушек, между тем как каждая наперед договаривается об этом. Девушки встают и смотрят: на чьих башмаках будет больше золы, тем предрекается большое богатство. Берут вечером, впотьмах, с кудели пряжу, начесывают на гребень и спускают за окно. Пред сном смотрят: какие волосы на гребне, такие будут и у суженого. Гадания на сон совершаются девушками по указанию старушек и, для большей действительности, людьми посторонними.

Собирают из прутиков мостик, кладут под подушку. Девушка, ложась спать, говорит: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня чрез мост». Суженый является во сне и переводит за руку чрез мост. Кладут под подушку гребенку, говоря: «Суженый, ряженый! причеши мне голову». Суженый является во сне и чешет голову. Берут наперсток соли, наперсток воды, смешивают и едят. Ложась спать, девушка говорит: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот пить мне подаст». Суженый является во сне и подает пить. Кладут под подушку четырех королей и говорят: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот приснись мне во сне». Суженый снится во сне в виде какого-нибудь короля.

Святки являют собой странную смесь языческих обрядов с христианскими традициями. Понятно, что из язычества родом гадание, игры, наряды, не имеющие ничего общего с христианскими целями и настроением. Собственно, как и "славление", то есть хождение детей, а иногда и взрослых со звездой, вертепом и тому подобными предметами. А вот в самом слове - "святки" - скрыто значение, святость дней, в которые произошло столь радостное для христиан событие.

На Руси святки праздновались всеми, но в основном это было время молодых. Для потешных и забавных игр парни и девушки загодя готовили маски зверей и птиц, шутовские одеяния. В масках с шутками-прибаутками обходили дома, исполняли величальные, обрядовые песни. Основная цель колядования - пожелание счастья, богатства и хорошего урожая. У русских колядки, как правило, предназначались всей семье в целом. Каждая хозяйка в свою очередь щедро одаривала гостей, угощая выпеченными из теста фигурками птиц и зверей, конфетами и другими сладостями, проявляя к гостям милосердие.

Особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяет Святки из всего календарного года, Это объясняется, во-первых, тем, что праздники приходились на момент зимнего солнцестояния и осмыслялись как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом; а во-вторых, комплексом представлений о приходе в первый день Святок на землю с того света душ умерших и о разгуле нечистой силы с Рождества до Крещения.

Адыгя, Крым. Вас ждут горы, водопады, разнотравье альпийских лугов, целебный горный воздух, абсолютная тишина, снежники в середине лета, журчанье горных ручьев и рек, потрясающие ландшафты, песни у костров, дух романтики и приключений, ветер свободы! А в конце маршрута ласковые волны Черного моря.

Святки - период народных зимних праздников. В 2020 году Святки начинаются 6 января (в Рождественский сочельник, с момента восхождения на небе первой звезды) и заканчиваются 18 января (в Крещенский сочельник, после освящения крещенской воды). Эти праздничные дни именуются у славян «от звезды до воды». Название «Святки» произошло от глагола «святить». Православные христиане в этот период святят (прославляют) Иисуса Христа.

История праздника

Первые упоминания о Святках относятся к IV веку. В этот период греческие христиане устраивали народные гуляния на протяжении двух недель после Рождества. На Руси после принятия христианства в святочный период сохранились языческие обряды ряженья, гаданий, плясок. Православная Церковь сначала не поддерживала славянские языческие ритуалы. Затем представители духовенства придумали «решение проблемы» - традицию окунания в прорубь на реке или озере в виде креста на Крещение. Такой обряд помогал смыть грехи, которые совершались на Святках.

Традиции и обряды праздника

На Святки люди ходят в храмы на богослужения, совершают таинство причащения. В эти дни принято проявлять милосердие: посещать больницы и детские дома, подавать милостыню малоимущим, делать благотворительные взносы. Для молодежи этот период ассоциируется с народными гуляниями. В сельской местности чтят древние традиции: колядуют, гадают на будущее и суженого.

6 января. 6 января отмечается Рождественский сочельник. В этот день, после восхождения на небе первой звезды, которая символизирует Вифлеемскую звезду, начинаются Святки.

Хозяйки готовят на праздничный ужин 12 постных блюд, которые олицетворяют 12 апостолов. Главным блюдом считается кутья (сочиво). Основной напиток праздничного стола - узвар из сухофруктов, шиповника и меда. Кутья и узвар символизируют вечную жизнь, рождение и смерть Иисуса Христа. Кутья - блюдо, которым поминают усопших, а узвар готовится в честь рождения детей.

После ужина верующие люди отправляются в храмы на всенощное бдение. На богослужениях в канун Рождества поются праздничные песнопения, освящаются хлеб, пшеница, вино и елей (масло). По окончанию службы проводится помазание прихожан.

Вечером 6 января молодежь устраивает колядования. Колядовщики наряжаются в шкуры, разрисовывают лица, ходят по домам и поют обрядовые песни, в которых прославляют Иисуса Христа, членов семьи хозяина дома. За это их одаривают сладостями и деньгами.

С вечера 6 января начинаются святочные гадания. В рождественскую ночь принято ворожить и загадывать желания.

7 января. 7 января отмечается Рождество. Утром в этот день люди возвращаются домой с ночных богослужений. Те, которые придерживались 40-дневного Рождественского поста, начинают разговение. Хозяйки накрывают праздничный стол, на котором присутствуют скоромные блюда (содержащие мясо и яйца). 7 января люди отдыхают, ходят в гости друг к другу.

13 января. 13 января отмечается Васильев вечер. В этот день люди читают молитвы Господу Иисусу Христу. Хозяйки готовят на праздничный ужин кутью, вареники, праздничные мясные и рыбные блюда, пекут блины, пироги, пирожки. В углу комнаты устанавливают сноп из колосьев соломы - дидух, который сжигают после святочных праздников. Среди молодежи распространена традиция щедровать (колядовать). Щедровальники ходят по домам и поют обрядовые песни. За это хозяева вознаграждают их деньгами и сладостями. В Васильев вечер молодые девушки собираются в компании и устраивают святочные гадания. В ночь на 14 января принято загадывать желания.

14 января. На 14 января приходится Старый Новый год. Утром в этот день молодые парни ходят по домам, посевают из рукавов зерно и поют посевальные песни. После 14 января люди убирают в домах елки и новогодние украшения.

18 января. 18 января отмечается Крещенский вечер. В этот праздник верующие люди посещают божественную литургию. В храмах проводится великое освящение воды, которую прихожане приносят домой, окропляют ею жилища и хранят весь год. В Крещенский вечер верующие люди придерживаются строгого поста. За пищу принимаются только после восхождения на небе первой звезды. На столах обязательно присутствуют сочиво и узвар.

Люди верят, что в ночь с 18 на 19 января на земле властвует нечистая сила. Чтобы уберечься от злых духов, они рисуют в этот день на дверях домов, сараев и воротах мелом кресты.

Гадания на Святки

Гадания - любимое развлечение в период Святок. При помощи магических ритуалов люди пытаются заглянуть в будущее и узнать, какие события стоит ожидать в ближайшем времени. Незамужние девушки стараются узнать дату свадьбы или имя будущего жениха. Для совершения обрядов они используют специальные атрибуты: воду, свечи, зеркала, кольца, иголки, предметы быта.

Приметы и поверья

  • В святочный период охотникам следует воздерживаться от охоты, иначе может случиться несчастье.
  • С Рождественского сочельника (6 января) до Старого Нового года (14 января) хозяйкам нельзя выметать сор из избы. Затем необходимо смести в кучу весь мусор, вынести его во двор и сжечь, чтобы год прошел в мире и благополучии.
  • За ужином в Рождественский сочельник (6 января) необходимо отведать все блюда, которые имеются на столе, чтобы в доме был достаток и сытость.
  • Если на Рождество (7 января) стоит теплая погода, то весна будет холодной.
  • Если на Васильев вечер (13 января) хозяйке удалось приготовить рассыпчатую и вкусную кутью, то семью весь год будет сопровождать удача и счастье.

Во время Святок на земле царит атмосфера волшебства. В этот период сны и магические ритуалы приобретают особый смысл. Люди стараются провести весело каждый день Святок. В эти праздничные дни они катаются на санках и коньках, посещают праздничные ярмарки, ходят в гости друг к другу.

Какого числа Святки в 2021, 2022, 2023 году

2021 2022 2023
6 января Ср 6 января Чт 6 января Пт

Святки – это славянский народный праздник, который приходится на зимний период. Святочная неделя у православных христиан длится с 7 января по 19 января, начиная с Рождества Христова до Крещения Господня. Католический праздник приходится на период с 25 декабря до 6 января.

История

Отмечать это событие начали еще в древние времена. В VI веке имелось писание, гласящее о праздничных днях, когда не полагается справлять венчание и класть поклоны. В 567 году Второе Туронское собрание отмечает году дни от Рождества Христова до Богоявления праздничными.

В Римской империи нередко нарушался негласный закон о колядовании и гаданиях в этот период, не смотря на правила Вселенского собора. На Руси существовал даже закон, запрещающий старинные идолопоклоннические придания, разнообразные суеверные игрища и переодевание в наряды кумиров для подражания. Также на Руси во время Святок запрещалось устраивать грандиозные гулянья с песнями и плясками.

Традиции и обычаи

Не смотря на закон, люди праздновали Святки по-своему. В первый день праздника было принято навещать близких и родных, а также оказывать внимание бедным, обделенным и нищим. Многие семьи на Руси помогали обездоленным, подкармливая их. Посещали и детские дома, приюты, больницы. Даже цари, переодевшись в простолюдинов, навещали заключенных в тюрьмах и подавали милостыню на улице просящим.

Существовала традиция дарить подарки, пришедшая из язычества - она перекликалась с подношением даров Богам. Люди дарили подарки знакомым и друзьям, начиная от копеечных сувениров и заканчивая дорогостоящими презентами.

Ключевым моментом в праздновании Святок считалась семейная трапеза. Женщины вставали спозаранку, чтобы приготовить на стол и убраться в доме. Готовили различные кушанья: кутью, сладкие блины, печенье с орехами, сбитень, маковник, овсяный кисель. Стол накрывали на всех присутствующих, добавляя дополнительные приборы для умерших в прошедшем году родственников.

Завершением Святок была подготовка к Крещению. Рослые мужчины со всей деревне собирались вместе и отправлялись на водоемы. Они прорубали прорубь для предстоящего омовения. Обычно этим занимались в последние два дня Святок.

Празднование

Неизменным атрибутом Святок были гадания, когда собирались молодые девушки и узнавали свое будущее. Ритуалы были различные, в каждой деревеньке существовали свои правила гадания и собственные атрибуты, необходимые для проведения ритуала. Гадали в основном на женихов, желая узнать имя суженного, его возраст или внешность. Иногда гадали на дату замужества и число детей. Взрослые ограничивались приметами, по которым пытались определить достаток в семье в новом году.

Обязательным элементом были и колядки, где резвилась молодежь. Парни и девушки наряжались в новую одежду, которую предварительно мастерили перед праздником. Днем ходили по улицам, горланя песни-колядки или исполняя церковные песнопения. Заглядывали и в соседние дома, где за исполненные песни получали угощения от гостеприимных хозяев. Во время Святок на Руси ходило поверье, что от подарков колядующим напрямую зависит благополучие семьи в наступившем году. Поэтому хозяева не скупились на угощения незваным гостям: давали сладости, домашние пироги, печенье, выпечку. С наступлением ночи организовывали посиделки, где рассказывали друг другу истории, играли на балалайке или гармони.

Были и другие развлечения во время Святок, например, переодевания. Женщины шили красивые сарафаны, мужчины подготавливали форму солдатов, начищали ботинки. В Рождественскую ночь начиналось великое переодевание – мужчины облачались в женскую одежду, а девушки в форму. Действо было актуально для поездки в соседние деревни, где можно было одурачить простоватых парней или завлечь романтичных особ. Зачастую девушкам в военной форме удавалось соблазнить доверчивых барышень из соседнего села и даже уговорить выйти замуж. Шутки заканчивались на следующий день, однако целый год молодёжь потом вспоминала свои достижения и успехи в переодевании во время Святок.

Одинокие женщины частенько сдавали свои избы для молодых парней и барышень, которые желают весело провести время во время гуляний. Чтобы подростки не беспредельничали, в такие домишки подсылали пожилых людей, задачей которых было следить за порядком. Но молодежь изворачивались, поила старших и устраивала веселье на полную, с песнями и плясками до утра.

Церковь никогда не одобряла подобные забавы, но запрещать было бесполезно. Она боролась с излишним весельем, напоминая о смирении в период между Рождеством Христовым и Крещением, но полностью искоренить народные гулянья не смогла.

Однако были и “хорошие” традиции – пост и субботники. Пост проходил в самом начале Святок, тогда было принято молиться всей семьей и готовить кутью, зерновую кашу, в качестве основного постного блюда для трапезы, зерно которой символизирует вечность. Субботники - это обычные смотрины для незамужних девушек и свободных юношей. Все, не обремененные браком молодые люди, собирались в одной избе. Там многие знакомились, заводили отношения и даже женились, после субботника.