Диетические... Волосы Аксессуары

Практика фас проведение бухгалтерского аудита 223 фз. Закупка обязательного аудита. Особенности подготовки и проведения. Заключать рамочный договор можно

Для закупки обязательного аудита финансовой отчетности действуют особые правила. Помимо законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, проверку бухгалтерской и финансовой отчетности регулирует статья 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

В совместном письме ФАС и Минфин разъяснили, как правильно провести закупку данной услуги.

Ряд организаций обязаны заказывать аудит финансовой и бухгалтерской отчетности не реже одного раза в пять лет. Отбор аудитора проводят по Закону № 44-ФЗ. В список включены:

организации, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности - не менее 25 процентов;

  • государственные корпорации;
  • государственные компании;
  • публично-правовые компании;
  • государственные унитарные предприятия;
  • муниципальные унитарные предприятия.

Организации перечислены в части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Государственные компании и корпорации, публично-правовые компании, организации с долей государства в капитале выше 25 процентов закупают товары, работы, услуги по Закону № 223-ФЗ. ГУП и МУП - по Закону № 44-ФЗ, но есть исключения.

Юридические лица, которые указаны в списке и работают по 44-ФЗ, закупают обязательный аудит по таким же правилам, что и другие услуги. Авторы письма подчеркивают: в статье 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ обеспечение заявок и контрактов не обязательно, но это правило не действует для заказчиков по 44-ФЗ.

Заказчики по 223-ФЗ определяют поставщика обязательного аудита на основании Закона № 44-ФЗ. Возможна единственная форма закупки: открытый конкурс. Условие действует и на повторную закупку.

Пример 1 . Госкорпорация провела конкурс. Объект закупки: услуги по уборке помещений. При выборе исполнителя учреждение следует нормам Закона № 223-ФЗ. Все заявки не отвечают конкурсной документации. Заказчик проводит запрос предложений.

Пример 2 . Госкорпорация провела конкурс. Объект закупки: аудит бухгалтерской отчетности. При выборе исполнителя учреждение следует нормам Закона № 44-ФЗ. Все заявки не отвечают конкурсной документации. Статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ предусмотрен единственный способ закупки: открытый конкурс. Заказчик снова проводит открытый конкурс на аудиторские услуги.

Разрешено закупать аудит у единственного поставщика. Условие: только одна заявка отвечает Закону № 44-ФЗ и конкурсной документации. Закупку у единственного поставщика не нужно согласовывать с контрольным органом. Нормы 44-ФЗ применяют только для определения поставщика. Планировать закупки и исполнять заключенные контракты нужно по Закону № 223-ФЗ.

В совместном письме ФАС и Минфин объяснили, как исполнителям обжаловать закупку обязательного аудита. На заказчика по 223-ФЗ жалобу составляют в порядке, который установлен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3. На заказчика по 44-ФЗ - в порядке, который установлен главами 5, 6 Закона № 44-ФЗ.


Дата: 17.04.2018

Компании, осуществляющие свою закупочную деятельность по 223-ФЗ, должны проводить обязательный аудит, подтверждающий достоверность финансовой отчетности. На какие нормы законодательства при выборе аудиторской организации заказчику необходимо обратить особое внимание? Как грамотно подготовиться и провести закупку обязательного аудита? Что следует учесть при составлении проекта договора? Что грозит заказчику за нарушение правил? Поговорим об этом в нашей статье.

В каких случаях проводится обязательный аудит, и кто его закупает?

Согласно определению 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (п. 3, ст. 1, 307-ФЗ).

По сути, это инструмент контроля за закупочной деятельностью заказчика.

Обратите внимание, закон 223-ФЗ не регулирует отбор аудиторских организаций для проведения обязательного аудита (п. 7, ч. 4, ст. 1, 223-ФЗ). Поэтому в данном случае заказчик руководствуется статьей 5 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Согласно закону № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», проводить обязательный аудит должны следующие организации:

  1. Акционерные общества;
  2. Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  3. Банки и МФО (микрофинансовые организации), бюро кредитных историй, организации-профучастники рынка ценных бумаг, страховые организации, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организаторы торговли, НПФ или иные фонды, АИФ (акционерные инвестиционные фонды), УК АИФ, УК ПИФ, УК НПФ;
  4. Организации, у которых объем выручки от продажи ТРУ (товаров, работ, услуг) за год, предшествовавший отчетному, превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн руб.
  5. Организации, представляющие и публикующие консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  6. Иные организации в случаях, установленных федеральными законами (ст. 5, 307-ФЗ).

Исключение составляют:

  • госорганы, госучреждения;
  • органы местного самоуправления;
  • ГУПы, МУПы;
  • сельхозкооперативы и их союзы;
  • государственные внебюджетные фонды.

Они не проводят обязательный аудит по общим правилам 307-ФЗ.

А как же автономные организации? Проводят ли они аудит? Многие задаются этим вопросом. В законе 307-ФЗ нет специального указания на проведение обязательной аудиторской проверки в автономных учреждениях. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 5 307-ФЗ обязательный аудит может проводиться в иных случаях, установленных федеральными законами.

Наблюдательный совет автономного учреждения решает вопрос проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности данного учреждения самостоятельно (п. 12 ч. 1 ст. 11, № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Требование об обязательном проведении аудита может быть установлено наблюдательным советом автономного учреждения, и оно является для руководителя автономного учреждения обязательным.

Рассмотрим ситуацию, когда заказчик попадает под № 223-ФЗ и должен проводить обязательный аудит, но не входит в перечень случаев, приведенных в ст. 5 307-ФЗ. Чем он должен руководствоваться при проведении закупки?

В этом случае заказчик имеет право организовать открытый конкурс на право заключения договора по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Причем сделать это он может, даже если не обязан проводить данную процедуру в порядке, предусмотренном законодательством в сфере закупок.

Извещение о такой закупке следует размещать не в ЕИС, а лучше на собственном корпоративном сайте или на торговых площадках, или в СМИ.

Заказчики, осуществляющие свою деятельность по 223-ФЗ интересуются, нужно ли включать закупку обязательного аудита в план-график закупок по 44-ФЗ? Ведь данную закупку они должны проводить путем открытого конкурса по правилам 44-ФЗ.

В совместном письме Минфина России № 24-04-06/3691, ФАС России № РП/4072/18 от 24.01.2018 отражена позиция госорганов по этому вопросу. В отношении юридических лиц, указанных в 223-ФЗ (за исключением ГУП и МУП) применяются положения 44-ФЗ исключительно в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, а также соответствующие нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок. При этом не подлежат применению положения 44-ФЗ в части планирования, нормирования закупок, исполнения заключенных контрактов.

Не запутаться в особенностях закупки обязательного аудита различными категориями заказчиков, помогут следующие правила.

Три правила закупки обязательного аудита различными категориями заказчиков

  1. Заказчики, попадающие под действие 223-ФЗ и указанные в ч. 4 ст. 5 307-ФЗ, осуществляют отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита в порядке, установленном 44-ФЗ о контрактной системе, - путем поведения открытого конкурса.
  2. Заказчики, ведущие закупочную деятельность в соответствии с п. 7 ст. 3 44-ФЗ и указанные в ч. 4 ст. 5 307-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном 44-ФЗ о контрактной системе (открытый конкурс по 44-ФЗ), в том числе, включающем планирование, нормирование закупки, исполнение контракта, контроль в сфере закупок.
  3. Заказчики, попадающие под действие 223-ФЗ, но не указанные в ч. 4 ст. 5 307-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном 223-ФЗ и положением заказчика о закупке.

Ответственность заказчика

Напомним об ответственности: если заказчик нарушит законодательство и закупит услуги обязательного аудита по 223-ФЗ, в то время, когда необходимо провести эту закупку по требованиям 44-ФЗ о контрактной системе, то ему грозит штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб. - на должностных лиц; от 50 000 до 100 000 руб. - на юридических лиц (ч. 3, ст. 7.32.3, КоАП РФ).

Закупки у субъектов МСП

В части 5 ст. 5 307-ФЗ говорится о том, что в открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи ТРУ (товаров, работ, услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 млрд руб., обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП).

В этом случае заключать договор нужно только с субъектами МСП. Поэтому в документацию следует включать требование о соответствии участника требованиям ст. 4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Договор на проведение обязательного аудита заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения открытого конкурса в порядке, установленном 44-ФЗ о контрактной системе, следующими организациями (п. 4, ст. 5, 307-ФЗ):

  • организацией, в уставном капитале которой доля госсобственности составляет не менее 25 %,
  • госкорпорации, госкомпании,
  • ГУП, МУП.

Такой договор должен заключаться не реже чем один раз в пять лет.

Советом по аудиторской деятельности утверждены «Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». В частности, даны рекомендации по следующим вопросам:

  • организация открытого конкурса на право заключения договора на проведение аудита;
  • особенности описания объекта закупки;
  • требования к участникам закупки;
  • порядок определения начальной (максимальной) цены договора на проведение аудита;
  • особенности содержания заявок участников закупки;
  • правила оценки заявок участников закупки;
  • содержание и проект договора на проведение аудита.

В соответствии с 44-ФЗ в конкурсную документацию должен включаться проект договора (по 44-ФЗ - контракта) на проведение обязательного аудита.

Проект договора на проведение обязательного аудита рекомендуется составлять на основе Примерного договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, одобренного Советом по аудиторской деятельности.

Исходя из 307-ФЗ, проект договора на проведение обязательного аудита не должен содержать какие-либо положения, направленные на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на ограничение доступа к информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении.

Обратите внимание, что проект договора на проведение аудита не может противоречить требованиям 307-ФЗ, федеральным стандартам аудиторской деятельности, правилам независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодексу профессиональной этики аудиторов. Все эти особенности нужно учесть при его подготовке.

В проекте договора на проведение аудита рекомендуется указать, что аудитором должна быть сообщена руководству заказчика и представителям его собственников только та информация, которая представляет интерес для управления, и на которую аудитором будет обращено внимание в результате аудита, и что аудитор не обязан разрабатывать аудиторские процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления заказчиком.

Антидемпинговая мера

В Методических рекомендациях упоминается, что в 44-ФЗ о контрактной системе установлена антидемпинговая мера. Она заключается в следующем: если при проведении открытого конкурса по 44-ФЗ НМЦ договора на проведение аудита составляет 15 млн. руб. и менее и участником закупки, с которым заключается договор, предложена цена, которая на 25 % и более ниже НМЦ, то договор на проведение обязательного аудита заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора. Сумма обеспечения устанавливается в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если договором предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.

Кто имеет право проводить аудит?

Тендеры проводятся для поддержки бизнеса, в частности, путем создания конкурентной среды, а также для борьбы с коррупцией. Но на деле получается, что победить могут компании, которые просто предлагают низкую цену, но из-за недостатка опыта не могут обеспечить качественного выполнения работы.

  1. сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе должны быть включены в реестр аудиторов и аудиторских организаций СРО аудиторов;
  2. аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны проходить внешний контроль качества работы;
  3. на момент проведения конкурса и в период предполагаемого подписания договора на проведение аудита у аудиторской организации, индивидуального аудитора не должно быть приостановлено членство в СРО;
  4. обязательный аудит должен проводиться только аудиторскими организациями у следующих компаний:
    • банков, МФО и страховых организаций,
    • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам,
    • организаций, в уставных капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25 %,
    • госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний;
  5. аудиторы должны быть независимы от заказчика, например, не должны быть родственниками заказчика, сотрудниками филиалов и дочерних обществ заказчика, не иметь акций компании заказчика и т.п.;
  6. аудиторы не должны допускать возникновение конфликта интересов.

Мы разобрали основные особенности обязательного аудита, которые важно учитывать заказчику. Выяснили, какие организации должны его проводить. Установили порядок подготовки к открытому конкурсу по выбору аудиторской организации, а также границы применения 44-ФЗ при его проведении.

Реформирование законодательства в сфере закупок в рамках Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»и ужесточение правоприменительной практики контролирующих органов вынуждают организации предпринимать меры предосторожности в части нарушений антимонопольного и «закупочного» законодательства. Одним из инструментов снижения рисков для организаций является проведение аудита (проверки) закупок.

ООО «Аукцион Консалтинг» предлагает услугу Аудит (проверку) закупок : диагностирование и определение проблем, выявление зон риска.

Целью «закупочного аудита» является снижение вероятности нарушений и, как следствие,
риска санкций (штрафы варьируются от 3 000 до 300 000 рублей в соответствии со ст. 7.29 — 7.32.3 КоАП).

Эксперты компании «Аукцион Консалтинг» являются признанными в профессиональном сообществе юристами-практиками в области закупок. У каждого члена экспертного состава имеется подтвержденная квалификация, непрерывный многолетний стаж работы в закупках не менее 10 лет, опыт работы в контрольных и надзорных органах и регулирующих ведомствах. В ходе аудита (проверки) закупок наши специалисты проведут экспертную, аналитическую, информационную и другую работу посредством проверки, анализа и оценки данных о закупках Вашей организации. В своей работе компания «Аукцион Консалтинг» гарантирует качество и конфиденциальность.По итогам проведенного аудита (проверки) закупок предоставляется:

  1. детальный отчёт;
  2. перечень рекомендаций по оптимизации закупочной деятельности, устранению выявленных нарушений, минимизации последствий нарушений (рисков) при их наличии, консультации по принятию мер в целях их недопущения и пресечения в последующей деятельности;
  3. заключение.

Расскажем, какие компании должны проводить обязательный аудит, об обязательном аудите ФГУП, об обязательном аудите закупок по 223-ФЗ и использовании электронной цифровой подписи.

Проблема проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности знакома большинству компаний, которые проводят закупки по 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В соответствии с этим законом, заказчик должен провести закупку обязательного аудита бухотчетности с помощью открытого конкурса в рамках Федерального закона 44-ФЗ.

Какие компании должны проводить обязательный аудит

Итак, как уже отмечалось выше, выбор аудиторской фирмы, ответственной за проверку бухгалтерии, находится вне рамок закона 223-ФЗ. Выбор компании, осуществляющий аудит, проводится в соответствии с Федеральным законом № 307-ФЗ.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В соответствии с ним, обязательную закупку аудита должны проводить организации в случае если:

  • Организационно-правовая форма компании определена как «открытое акционерное общество» (ОАО);
  • Ценные бумаги компании имеют допуск для обращения на торгах;
  • Компания является участником рынка ценных бумаг; страховой, кредитной, клиринговой компанией; организатором торговли; частным пенсионным, паевым или акционерным инвестиционным фондом; управляющей компанией частного пенсионного, паевого или акционерного инвестиционных фондов;
  • Объем выручки организации от реализации своих товаров и услуг превысил за отчетный год 400 млн рублей, а также если сумма активов бухгалтерского баланса превышала 60 млн рублей по состоянию на конец предыдущего отчетного года;
  • Компания публикует (или предоставляет) сводную бухгалтерскую отчетность;
  • В других случаях, регламентированных федеральным законодательством.

Согласно 307-ФЗ, обязательный аудит должен проводиться ежегодно.

Обязательный аудит ФГУП

В части 3 и части 4 статьи 5 Федерального закона 307-ФЗ указывается нормативная база для проведения аудита государственных компаний.

  • Если доля государственной собственности в организации составляет более 25%, аудит должен проводиться исключительно аудиторскими компаниями;
  • Если доля государственной собственности в организации составляет более 25%, то аудит бухгалтерской отчетности ФГУП, ГУП и МУП по 223-ФЗ может проводиться одной компанией на протяжении 5 лет, по одному договору, заключенному по нормам 44-ФЗ.

Пункт 4 статьи 5 устанавливает следующее требование: закупка обязательного аудита должна быть проведена только с помощью открытого конкурса . Этот же пункт предусматривает возможность заказчику установить финансовое обеспечение контракта. Эта норма обеспечивает заказчика защитой от недобросовестных исполнителей.

Аудит закупок по 223-ФЗ

Отметим, что 223-ФЗ не регулирует только закупки по отбору исполнителя обязательного аудита бухотчетности . Закупку других услуг аудита заказчики проводят по Закону № 223-ФЗ.

Как было сказано выше, в соответствии с законом 44-ФЗ необходимо провести только саму процедуру, а размещение закупки обязательного аудита должно проводиться в рамках 223-ФЗ. То же самое касается и отчета по закупке: если организация работает в правовом поле 223-ФЗ, то и отчет должен быть составлен по 223-ФЗ. В случае, если проводится открытый конкурс по определению исполнителя на проведение обязательного аудита в рамках закона 223-ФЗ, а не 44-ФЗ, заказчику грозит административный штраф от 15 до 30 тыс. на должностных лиц.

Электронная цифровая подпись

Не меньше вопросов по части электронной подписи для работы в рамках законов 44-ФЗ и 223-ФЗ. Электронная подпись, предназначенная для работы в рамках 223-ФЗ, не подходит для работы с 44-ФЗ. Поэтому для оформления электронной цифровой подписи необходимо обратиться в Казначейство. Читайте о том, как получить ЭЦП, в статье .

Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

Провести новую закупку, обязательной формой для нее является открытый конкурс.

Текст совместного письма Минфина Российской Федерации N 24-04-06/3691, Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации N РП/4072/18 от 24.01.2018

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N 24-04-06/3691

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

N РП/4072/18

ПИСЬМО

О ПОЗИЦИИ

МИНФИНА РОССИИ И ФАС РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ

"О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ,

УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО

АУДИТА БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ

В связи с поступающими вопросами о применении положений Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - обязательный аудит) Минфин России и ФАС России сообщают следующее.

1. По вопросу применения Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ юридическими лицами, которые осуществляют закупку услуг обязательного аудита в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ).

Закон N 223-ФЗ регулирует осуществление закупок широким кругом юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 данного закона. При этом в соответствии с пунктами 3, 7 части 4 статьи 1 Закон N 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с:

осуществлением закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Законом N 44-ФЗ;

осуществлением отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита в соответствии со статьей 5 Закона N 307-ФЗ.

Статья 5 Закона N 307-ФЗ устанавливает случаи проведения обязательного аудита в отношении отдельных организаций.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, часть 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ содержит исчерпывающий перечень отдельных видов юридических лиц, которые заключают договор на проведение обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Следует учитывать, что такие юридические лица в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, могут при этом являться субъектами регулирования Законов N 44-ФЗ, N 223-ФЗ.

Учитывая, что пункт 7 части 4 статьи 1 Закона N 223-ФЗ исключает из сферы применения Закона N 223-ФЗ только отбор аудиторской организации, проводимый в соответствии со статьей 5 Закона N 307-ФЗ, Минфин России и ФАС России приходят к следующим выводам:

1) юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ и указанные в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляют отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

2) юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ и указанные в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе, включающем планирование, нормирование закупки, исполнение контракта, контроль в сфере закупок;

3) юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не указанные в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном Законом N 223-ФЗ, положением заказчика о закупке.

2. По вопросу отбора аудиторской организации юридическим лицом, являющимся заказчиком в соответствии с Законом N 223-ФЗ и указанным в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ.

Закон N 44-ФЗ устанавливает различное содержание терминов "закупка" и "определение поставщика (подрядчика, исполнителя)". Термин "определение поставщика (подрядчика, исполнителя)", установленный пунктом 2 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, включает совокупность действий, которые осуществляются, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки и завершаются заключением контракта, - то есть по существу предполагают непосредственно отбор поставщика (подрядчика, исполнителя).

Учитывая, что часть 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ устанавливает обязанность указанных в данной части юридических лиц заключать договор в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения открытого конкурса, Минфин России и ФАС России считают, что в отношении таких юридических лиц (за исключением заказчиков в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ) применяются положения Закона N 44-ФЗ исключительно в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, а также соответствующие нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок. При этом не подлежат применению положения Закона N 44-ФЗ в части планирования, нормирования закупок, исполнения заключенных контрактов.

1) часть 1 статьи 55 Закона N 44-ФЗ устанавливает случаи, при которых контракт заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, которым в свою очередь предусмотрено согласование заключения контракта с соответствующим контрольным органом в сфере закупок в зависимости от уровня обеспечиваемой государственной, муниципальной нужды;

3) часть 4 статьи 55 Закона N 44-ФЗ устанавливает случаи, при которых закупка впоследствии осуществляется путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона N 44-ФЗ или иным образом в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

Учитывая, что часть 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ устанавливает обязанность указанных в данной части юридических лиц заключать договор исключительно по результатам проведения открытого конкурса, Минфин России и ФАС России считают, что юридические лица, указанные в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ (за исключением заказчиков в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ Закона N 44-ФЗ):

1) заключают контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 55 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ без согласования с контрольным органом в сфере закупок, поскольку Закон N 44-ФЗ не предусматривает осуществление указанного согласования с таким контрольным органом лицом, не являющимся заказчиком в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ;

2) не применяют положения частей 2, 4 статьи 55 Закона N 44-ФЗ в части проведения закупки иным способом кроме открытого конкурса, в связи с установлением Законом N 307-ФЗ обязанности осуществления закупки исключительно путем проведения открытого конкурса;

3) не применяют положения части 4 статьи 55 Закона N 44-ФЗ в части проведения запроса предложений в связи с указанным выше обстоятельством.

3. По вопросу закупки на оказание услуг обязательного аудита юридическим лицом, являющимся заказчиком в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ и указанным в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 321-ФЗ унитарные предприятия включены в число заказчиков, которые осуществляют закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ (за исключением случаев, установленных в части 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ). Таким образом, по общему правилу Закон N 44-ФЗ регулирует все указанные в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ отношения при осуществлении закупок унитарным предприятием.

Следует отметить, что согласно части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ при заключении договора на оказание услуг обязательного аудита установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Однако в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ, должны соответствовать Закону N 44-ФЗ, который содержит специальные требования к обеспечению заявок, исполнения контракта, их размерам.

Минфин России и ФАС России приходят к выводу о том, что заказчики, указанные в пункте 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, в том числе унитарные предприятия, при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита применяют положения Закона N 44-ФЗ, устанавливающие требования к обеспечению заявок, исполнения контракта.

4. По вопросу о порядке обжалования, а также контроля в отношении действий (бездействия) юридических лиц, осуществляющих закупку услуг обязательного аудита.

Глава 6 Закона N 44-ФЗ устанавливает порядок обжалования действий (бездействия) субъектов контроля, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Глава 5 Закона N 44-ФЗ устанавливает содержание субъектов контроля, виды и основания контрольных мероприятий. Положения Глав 5, 6 Закона N 44-ФЗ распространяют свое действие в отношении заказчиков, указанных в пункте 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, поскольку такие заказчики отнесены к субъектам контроля, предусмотренным Законом N 44-ФЗ.

Часть 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ устанавливает случаи обжалования действий (бездействия) заказчика в порядке, установленном антимонопольным органом. Статья 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) устанавливает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 6 Закона N 223-ФЗ установлено содержание контроля за соблюдением Закона N 223-ФЗ.

На основании системного анализа положений указанных Федеральных законов Минфин России и ФАС России приходят к следующим выводам:

1) обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ и указанных в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, Законом N 307-ФЗ);

2) обжалование, а также контроль в отношении юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ и указанных в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном Главами 6, 5 Закона N 44-ФЗ соответственно;

3) обжалование, а также контроль в отношении юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не указанных в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляется в соответствии с частью 10 статьи 3, статьей 6 Закона N 223-ФЗ;

4) обжалование действий (бездействия) юридических лиц, не являющихся заказчиками ни в соответствии с Законом N 223-ФЗ, ни в соответствии с Законом N 44-ФЗ, но указанных в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, Законом N 307-ФЗ).

Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.

Заместитель министра финансов

Российской Федерации

А.М.ЛАВРОВ

Заместитель руководителя

Федеральной антимонопольной службы

Р.А.ПЕТРОСЯН