Диетические... Волосы Аксессуары

С а есенин черемуха главный герой. Анализ стихотворения «Черемуха» Есенина С.А. V. Групповая работа

Важность реализации проблемно-поискового метода

на уроках в начальных классах.

Урок литературного чтения разработан с позиций развивающего обучения. На уроке использована технология адаптивного обучения: метод диалогического общения, проблемно-поисковый метод.

Главная цель проблемно-поискового метода в том, что новые понятия не даются в готовом виде. Дети открываю их сами. Учитель создает проблемную ситуацию, а дети путем всевозможных гипотез объясняют проблему.
Тема урока: СА Есенин "Черёмуха"


  1. Актуализация опорных знаний.
Портрет Е.А. Есенина. Наглядность: черемуха.

На уроке мы прикоснемся к творчеству Сергея Александровича Есенина, со стихами которого вы познакомились во 2 классе.

С.А. Есенин – русский народный поэт. Родился в 1895 году, умер в 1925 году. Есенин родился и вырос в селе Константинове, под Рязанью, на берегу красивой русской реки Оки. Поэт очень любил родную природу и воспел её в своих стихах.

Тема урока: Стихотворение Сергея Есенина "Черёмуха".


  1. Мотивация: для чего? Цель урока.
- Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (Научиться выразительно читать стихотворение; находить в нем красивые слова; узнать, почему Есенин написал это стихотворение).

Для чего вам это нужно? (Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим и, чтобы было приятно слушать другим).

Цель урока (на доске):


  • учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором в стихотворении:

  • учить выразительно читать стихотворение;

  • учить находить в тексте образные средства (эпитеты);

  • определять настроение автора и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения.

  1. Погружение в урок.
- Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое-голубое, воздух – прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черемухи.

  1. Первоначальное чтение учителем лирического стихотворения Сергея Есенина "Черёмуха".
- Я прочитаю стихотворение "Черёмуха", а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

Стихотворение С. Есенина "Черемуха":

Черёмуха душистая

С весною расцвела

и ветки золотистые,

Что кудри, завила.

кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струиться маленький

Серебряный ручей.

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит.

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт.

Какое настроение поэта вы чувствуете в этих словах?


  1. Обмен впечатлениями.
- Поделитесь своими мыслями о стихотворении с товарищами. (Мне захотелось, чтобы скорее пришла весна. Это красивое, доброе стихотворение).

Дети отвечают, что они почувствовали восторженное, праздничное и ликующее настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черемуха, а "зелень золотистая на солнышке горит".

Какие чувства возникли в вашем сердце: изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль, ликование? (Чувство грусти, так как сейчас зима, а хочется, чтобы была весна, как в этом стихотворении. Чувство изумления оттого, что при помощи обычных слов Есенин написал такое красивое стихотворение).

Вывод: лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.

Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения? (Большая черемуха стоит вся в цвету в солнечный весенний день. Белые цветы черёмухи, как кудри у девочки. А рядом журчит ручеёк).

Вывод: читая стихотворение, мы можем нарисовать в своем воображении и "веточки золотистые", и ручей, почувствовать аромат цветов черёмухи. Перед нашими глазами возникает яркая картина, хотя поэт и не описывает подробно каждую деталь.


  1. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.
Карточка "Чтение пейзажной лирики".

Правила выразительного чтения (стоя)


  1. читайте медленно. Помните; ни один художник не рисует картину со скоростью машины;

  2. после каждой сточки обязательно надо делать короткую остановку – паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания;

  3. постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

Физкультпауза.
- Отметьте непонятные вам слова (роса медвяная, зелень пряная, проталинка, волной гремучею, обдает, вкрадчиво, под кручею )

Вывод: стихи Есенина пробуждают доброту, заставляют человека испытывать разные чувства.


  1. Работа по развитию речи: толкование, уточнение смысла непонятных слов по словарю Сергея Ивановича Ожегова.
На доске (оборотная сторона):

  • роса медвяная – ароматная, с запахом меда;

  • зелень пряная – с острым, ароматным запахом;

  • проталинка – место, где частично растаял снег и оголилась земля;

  • волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки;

  • обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон;

  • вкрадчиво – осторожно, доверительно, любезно;

  • под кручею – под обрывом; круча – обрыв, крутой спуск.

  1. Анализ лирического стихотворения "Черёмуха".
(Призван способствовать более глубокому пониманию текста).

  • что сообщить о том, что расцвела черёмуха;

  • чтобы передать свою радость;

  • чтобы привлечь внимание читающего к красоте природы;

  • чтобы вызвать взаимное сопереживание (ненужное стереть).

  1. Работа с эпитетами.
- При помощи каких слов автор передает свою радость от вида необыкновенной красоты? (Черёмуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, серебряный ручей, зелень золотистая ).

Как называются слова: медвяная, душистая, пряная, серебряный, золотистая ? (Эпитеты).

Что такое эпитет (Образное художественное определение свойств предмета).

Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.

Какие эпитеты вы придумаете к слову черёмуха? (Пушистая, белоснежная, веселая, весенняя ).

Черёмуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет? (наступила весна и черёмуха расцвела).

Вывод: цветущая черёмуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по-настоящему вступает в свои права.


  1. Весна пришла
На доске:

Черемуха – это центральный или второстепенный образ в стихотворении?

Попробуем доказать, что "черёмуха" – центральный образ в стихотворении (название, иллюстрация).

Чем привлекла внимание поэта черёмуха, которая "с весною расцвела"? (Душистая; веточки у черёмухи золотистые, они как кудри; на коре черёмухи выступают капельки росы; под черёмухой пробивается молодая зелень; около черёмухи журчит серебряный ручей).

Книга по чтению. Приём рассматривания иллюстрации.

Прочитайте строчки к этой иллюстрации.

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила…

Под нею зелень пряная…
Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит.

А зелень золотистая

На солнышке горит.
- О ком можно так сказать: расцвела, кудри завила, стоит? (О девушке).

Какой образ олицетворяет черемуха?

Вывод: в этом стихотворении Есенина черёмуха – это красивая кудрявая девушка!

Как вы думаете, кто в стихотворении представляется юношей? (Серебряный ручей). Работа с книгой. Прочитайте.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

М вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт.


  1. Открытие.
- Это стихотворение о любви девушки-черемухи и юноши в образе ручья; о природе, о том, что весна пришла. Все живое наполнено любовью: и окружающая нас природа, и люди.

  1. Коллективное чтение стихотворения "Черемуха".
- Читаем стихотворение выразительно, передавая настроение автора и выражая свои чувства.

  1. Дифференцированное задание.
Для закрепления новых знаний по стихотворении С.А. Есенина "Черемуха" детям предлагаются дифференцированные задания первого, второго, третьего уровней сложности. У каждого карточка с вопросами. Дается время на подготовку. Дети выбираю понравившиеся вопросы и готовят на них ответы.

Вопрос 1. Что главное в стихотворении: действие, событие, природа, поступок? Второй уровень. (Природа).

Вопрос 2. Можете ли вы определить характер музыкальной мелодии, которая могла бы сопровождать чтение этого стихотворения? Третий уровень. (Лирическая песня).

Вопрос 3. Прочитайте понравившиеся строчки. Первый уровень.

Вопрос 5. С каким чувством вы прочитаете это стихотворение? Второй уровень. (С чувством радости, восторга).

Вопрос 6. Представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому тексту. Какие краски вы используете? Третий уровень сложности. (Темно-коричневую, светло-зеленую, белую, голубую, желтую).

Вопрос 7. Иллюстрация ко всему тексту? Второй уровень.

Прочитайте только те строчки, которые относятся к картинке на с. 65.

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила…

Под нею зелень пряная…

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит.

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Вопрос 8. Какие картины родились в вашем воображении после чтения этого стихотворения? Третий уровень сложности.


  1. Домашнее задание (по выбору).
Найти сравнение, олицетворение и выписать в тетрадь.

Выучить стихотворение Сергея Есенина "Черёмуха"

Нарисовать те картины, которые возникли в вашем воображении при чтении этого стихотворения.

Подготовить выразительное чтение стихотворения "Черёмуха".


  1. Рефлексия.
Вопрос 1. Что на вас произвело наибольшее впечатление? (Открытие, что это стихотворение рассказывает о любви черёмухи – ручья, девушки – юноши).

Вопрос 2. Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас?

Вопрос 3. Какие задания показались вам наиболее интересными?

Вопрос 4. Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

Вопрос 5. Для чего нужна такая работа со стихотворением? (Чтобы научиться выразительно читать стихотворение, узнать о чувствах автора, чтобы наша речь была красивой).


  1. Оценка работы.
Детям предлагается провести самооценку по критериям:

"5" – на вопросы отвечали, стихотворение прочитали выразительно;

"4" – на вопросы отвечали, но стихотворение прочитали не очень выразительно;

"(*)" – не очень понравилась моя работа на уроке: на вопросы не отвечал, стихотворение прочитал невыразительно;

встаньте те, кто за свою работу не поставил себе оценку;

теперь – те, кто поставил себе оценку "4";

теперь – те, кто поставил себе оценку "5".
Спасибо за урок!

Это был урок получения новых знаний.

Тип урока: комбинированный.

Построен в традиционной форме с элементами развивающего обучения. Воспитывалось чувство ответственности и коллективизма.

Дети учились находить образные средства языка: эпитеты, олицетворение. Домашнее задание носит творческий характер, который позволит самореализоваться каждому ребенку.

Результатом работы по словесному рисованию стало то, что значительно увеличилась группа детей, обладающих образной речью, активизировался словарный запас школьников.

Дети научились находить в тексте образные средства языка: сравнение, эпитеты, олицетворение, метафоры. Многие ученики могут создавать словесное описание предмета, умеют чувствовать настроение героя и удивляться прочитанному, у них появился интерес к собственной устной речи.

Перспектива дальнейшей работы видится в том, чтобы использовать словесное рисование не только как прием развития речи, но и как прием анализа художественного произведения и формирования опыта творческого общения с лирически стихотворение.

Цели:

  1. Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать лирическому герою.
  2. Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся.
  3. Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус и любовь к родной природе.

Оборудование:

  • портрет С.Есенина;
  • картина с изображением черемухи;
  • толковый словарь С.И.Ожегова;
  • шапка магистра, грамзапись.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

Учитель: Одно из самых замечательных свойств на свете – это умение удивляться и радоваться. Увидеть солнце, показавшее свой краешек над горизонтом, и удивляться ожившей красоте родной природы: её цветению и благоуханию.

По оформлению доски вы уже догадались, о чем и о ком пойдет речь.

Мы уже знакомы с некоторыми стихотворениями С.Есенина, и сегодня, послушав и прочитав его стихотворение «Черемуха», постараемся увидеть красоту этого произведения.

Эпиграф:
«Какая радость пришла в русскую поэзию!»

С.Городецкий.

Писал друг Есенина Сергей Городецкий.

Как жил С.Есенин.

Когда начал писать стихи?

Об этом расскажет (Ф.И. ученика).

Учитель:

Мы говорим Есенин и сразу вспоминаем его стихотворение. Какое? (Береза.)

О чем идет речь? (О березе.)

Что хотел сказать поэт образом березы? (Что она красивая.)

Да, береза – одно из любимых деревьев Есенина. Он ее постоянно сравнивает с девушкой:

Зеленая прическа
Девическая грудь!
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

Много стихов у поэта о клене, о дубе. Более 20 названий деревьев можно встретить в его стихах!

Есенин, как и весь русский народ, считал, что дерево – это символ жизни.

И сегодня мы поговорим о другом дереве – черемухе.

III. Работа по теме урока.

1. Первичное чтение стихотворения учителем (звучит музыка).

2. Обмен впечатлениями.

Понравилось стихотворение?

Какие слова говорят о том, что перед нами не столько дерево, сколько цветок? (Душистая, расцвела.)

Вот вы услышали два слова: душистая, расцвела.

Какое настроение у вас сразу появляется? (Веселое.)

А почему? (Все просыпается.)

Да, такое настроение появляется, что хочется заниматься творчеством.

Кто знает, что такое диафильм? (Это тот же мультфильм, но без звука. Кадры и надписи.)

Давайте составим свой диафильм по «Черемухе».

IV. Чтение стихотворения учениками.

Давайте, ребята, сядем прямо и будем соблюдать гигиену чтения.

Аня, читай первую строфу.

Маша, чтобы ты нарисовала? (Черемуху.)

Ваня, как бы ты одним словом подписал? (Черемуха.)

2 строфа – роса и зелень. (Серебристая зелень.)
3 строфа – ручей. (Ручей маленький.)
4 строфа – черемуха и зелень. (Золотистая зелень.)
5 строфа – ручей. (Ручей большой.)

Что же получилось? (Получились кадры диафильма с надписями.)

1. Сравнение зелени.

Сравним образы и найдем отличия.

Зелень в начале стихотворения какая? (Серебристая.)

В конце стихотворения? (Золотая.)

2. Сравнение ручья.

В первой картине. (Ручей маленький.)

В другой картине. (Ручей большой.)

Подумайте, что помогло преобразиться ручью и зелени? (Солнце.)

Солнечные лучи греют землю, снег растаял, зелень золотистая на солнышке горит. Полюбуйтесь на наш диафильм. Какие мы молодцы!

Как назовем наш диафильм. Мы можем назвать по-другому. (Расцвела черемуха. Черемуха душистая. Весенняя природа.)

Нам поэт показал картину неподвижную или она в движении? (В движении.)

3. Основная мысль.

Природа живая. Итак обобщим. Тема этого стихотворения – природа.

Физкультурная минутка.

А сейчас вам наверное кажется, что мы всё истолковали в этом стихотворении? Но это не так.

Ах, знали бы вы, сколько еще тайн сокрыто здесь!

Хотите, мы совершим кое-какие открытия?

И так, да здравствует волшебный мир Есенинского слова.

Прочитаем еще раз стихотворение и скажем:

Какие слова нам были непонятны.

(Пока все готовятся к ответу, выходит архивариус.)

К нам в гости пришел архивариус. Сотрудник архива, хранитель слов.

Внимание – все вопросы к архивариусу.

Медвяная – с запахом меда.
Пряная – пахучая.
Проталинка – оттаявшая от снега земля.
Гремучий – сильно гремит, шумит.
Вкрадчиво – тайком.

Спасибо дорогой ученый.

А что за волшебная книга помогла тебе ответить? (Эта книга называется Толковый словарь, под редакцией Ожегова. Подружитесь и вы с ним.)

У Есенина целый ларец слов обозначающих звуки, запахи и цвета.

Вот этот ларец со словами. Открываю ларец.

Ой! Тут лежат несколько вопросов, а слов нет. Видимо злой волшебник украл. Давайте сами найдем эти слова.

V. Групповая работа.

Сейчас разделимся на группы.

I ряд – будут искать звуковые слова.
II ряд – цветовые слова.
III ряд – слова обозначающие запахи.
- Какие звуки услышала I группа.

(Выходит капитан и зачитывает. Дети показывают звуки ручья голосом.)

В настоящей радуге сколько цветов? (7.)

А у Есенина три основных цвета. (Желтый, красный, зеленый.)

У него особенная радуга, сказочная.

Весна имеет свои неповторимые запахи.

Ребята, вы чувствуете каким запахом повеяло.

Какие запахи нам передает Есенин? (Медвяная, пряная, душистая.)

Спасибо всем кто искал эти слова. Я их обратно положу в ларец.

Физкультурная минутка.

Учитель. И последняя тайна стихотворения – Яркие, необычные слова .

Много слов нас сегодня удивило. А вот слово «кудри» обижается. Мы на него не обратили внимания.

А для чего Есенин написал это слово? (Чтобы сравнить с ветками.)

Золотые ветки и еще какие? (Кудрявые, волнистые.)

Такой литературный прием называется сравнение .

Маша, можно я тебе задам несколько вопросов.

Когда взрослые девушки собираются на дискотеку, что они делают с волосами? (Завивают, укладывают.)

Для чего? (Чтобы понравится.)

Так для чего же черемуха весною прихорашивается? (Для ручья.)

Так и хочется сказать для кого ?

Почему ей ручей песенки поет, а не траве, не росе, ветки обдает волной. (Он ее любит, соприкасается с ней.)

Вывод:

Мы говорим, что природа живая, дышит. А теперь мы еще узнали, что она делает – любит друг-друга.

А раз природа живая, значит поэт очеловечил природу. Прием очеловечивания неодушевленных предметов называется – олицетворение .

Для чего Есенин пользуется этими приемами сравнения и олицетворения?

Чтобы сказать, что люди и деревья – дети одной единой матери – Природы .

А как вы должны относится к природе? (Бережно, не ломать ветки.)

Я прочитаю строки из одной песни.

Не ломай черемуху у реки
Красоту невинную береги.

VI. Итог.

Учитель. Мы проанализировали тему, идею стихотворения. Подведем итог урока.

Понравилось вам стихотворение?

Какую основную мысль передает нам Есенин?

Идея заключается в следующей мысли.

Природа живая, красивая и все в природе дышит, живет, любит друг-друга.

VII. Домашнее задание.

Выучить стихотворение С.Есенина «Черёмуха».

Цели урока: познакомить учащихся с родными местами С.А.Есенина; формировать умения понимать образность, выразительность слова; закрепление умения выразительного чтения; привить интерес к поэзии С.А. Есенина.

Задачи урока: работать над выразительностью и правильностью чтения художественных произведений; формировать умения учащихся определять средства художественной выразительности текста; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование урока: портрет поэта; книга “Ягодные растения Якутии” (авторы П.А. Тимофеев, Е.И. Иванова); компьютерная презентация.

Эпиграф к уроку:

Он поэт, поэт народный,
Он поэт родной земли!
С. Есенин

1. Организационный момент.

– Здравствуйте ребята!

2. Объявление и запись темы урока.

Сегодня мы познакомимся с лирикой С. Есенина и ее особенностями; совершим путешествие на родину поэта в село Константиново под Рязанью; познакомимся с биографией поэта. Эпиграфом к уроку возьмем слова из стихотворения Сергея Александровича Есенина: “Он поэт, поэт народный,

Он поэт родной земли!”.

(Слайд 1: портрет С.А. Есенина.)

Сергей Александрович Есенин, пожалуй, самый читаемый в России поэт. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все написанное им проникнуто “чувством родины”. Как писал сам поэт: “Чувство родины – основное в моем творчестве”.

Есенин – народный, национальный поэт, язык его стихотворений прост и понятен. Поэт выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

Есенин настолько “свой”, что нам кажется, что о нем-то мы все знаем. И все же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, еще много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее – и никаких псевдонимов, столь популярных в то время.

(Двое учеников читают по очереди.)

“Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: “Эх!... Ну куда ты годишься?..”. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: “Ты его не трожь, он так будет крепче!”. Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу”.

(Слайд 2: родители поэта) Отец Сергея Есенина Александр Никитич (1873–1931) работал старшим приказчиком в мясной лавке на улице Щипок. Мать – Татьяна Федоровна Есенина (Титова) (1865–1955).

Учитель: А теперь давайте отправимся на родину поэта, совершим заочное путешествие в село Константиново.

(Слайд 3: просторы Константинова).

Всякого, кто приходит в усадьбу Есениных, первым встречает тополь.

Над окошком месяц.
Под окошком ветер.
Облетевший тополь
Серебрист и светел.

Этот тополь – “старожил” здешних мест: посажен руками поэта. Когда-то их было три. Ведь в приокских селах эти деревья сажали в каждом дворе: они не только неприхотливы и быстро растут, но и препятствуют распространению пожаров, которые случались довольно часто.

Сейчас уцелевший тополь обнесен оградой. Это живая память. О чем?

Это было в мае 1924 года. Сергей приехал в родной дом после долгой разлуки (Слайд 4: родной дом) . А на месте дома – пепелище. Сгорели дом, рига, погибли многие деревья. Сгорел и любимый клен. Сколько нежных слов посвятил поэт зеленому другу в своих стихах. Для Есенина старый клен всегда был символом верности родному гнезду. Теперь вокруг дома чернели обгоревшие пеньки. Их вид угнетающе действовал на Есенина. Он и предложил сестрам посадить черенки тополя, в изобилии росшего вокруг усадьбы. С радостью взялись они за дело. Все вместе выкорчевывали горелые пни, копали лунки под саженцы. Посадили три черенка. И как водится, после дружной работы пили чай из самовара. Вот и выходит, что этот старый тополь как бы крестник поэта. Шумит в листве ветер, живет тополь!

Этот дом был построен на месте сгоревшего уже после смерти поэта. В память о сыне родители поэта решили построить новый дом так, чтобы он в точности был похож на старый. Заглянем в этот дом. (Слайд 5: дом Есенина,) Светлая горница с низким потолком, чистые половицы, всюду домотканые дорожки. Между окнами – зеркало в черной раме. В красном углу иконы. У окна – стол, накрытый белой скатертью. На нем букетик полевых цветов в маленькой вазочке, а на стене у стола – похвальный лист С. Есенина в связи с окончанием школы. Рядом – семейные фотографии. Приезжая в родной дом, Есенин любил переставлять мебель по-своему. Стол, например, пододвигал ближе к окну, что возле красного угла, раскладывал “крылышки” стола для работы. На столе всегда лежали книги, бумага, карандаши, стояла пепельница, очень часто появлялись букеты цветов. Вечерами уютно светила настольная лампа с зеленым абажуром. На стене висят деревянные часы – необычные, затейливые, с резными башенками, черными фигурными стрелками, желтыми гирями и маятником. (Слайд 6: часы). Когда стрелка приближалась к римским цифрам X и XII, раздавался хриплый бой. Об этом поэт вспомнит в стихах: “Скоро, скоро часы деревянные прохрипят мне двенадцатый час!”. Эти часы сбоку немного помяты: дети втихомолку от взрослых кололи о них орехи. После смерти родителей поэта в этом доме разместилась библиотека. Все здесь хранит память о поэте. Стоит только не спеша пройтись по гулким комнатам, прислушаться, оглянуться – и снова зазвучат взволнованные строки:

Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом!
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном.

3. Продолжение рассказа о поэте.

(Слайд 7: портрет дедушки). До девяти лет Сергей Александрович “рос под призором бабки и деда” и фактически был сиротой при живых родителях, семейная жизнь которых по разным причинам не ладилась.

От деда – любовь к чтению, к церковным песням и духовным стихам. В доме деда прошла, пожалуй, лучшая пора детства:

К теплому свету, на отчий порог,
Тянет меня твой задумчивый вздох.
Ждут на крылечке там бабка и дед
Резвого внука подсолнечных лет.

(Слайд 8: сборник стихотворений “Радуница”). В 1916 году вышел первый сборник стихотворений поэта “Радуница”. Главным достоинством сборника оказалось умение поэта передать свое глубокое, трепетное чувство любви к Родине, которая предстает перед читателями в картинах среднерусского пейзажа.

Самой сильной чертой поэтического дарования его было умение словом рисовать картины русской природы.

4. Анализ стихотворения.

1. Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений С. Есенина “Черемуха”.

2. Что такое черемуха? Давайте обратимся к книге “Ягодные растения Якутии” П. Тимофеева. (Черемуха – род летнезеленых деревьев, реже кустарников. В Якутии встречается в Южной части республики. В переводе – хаппырыас).

(Слайд 9, 10: черемуха).

Послушайте стихотворение. (Чтение стихотворения учителем.)

5. Комментарий, словарная работа.

Медвяный – имеющий вкус или запах меда.
Зелень пряная – зелень душистая, ароматная.
Проталина – место, где стаял снег и открылась земля (харалдьык).
Круча – крутой спуск, обрыв (эмпэрэ)

3. Какие особенности лирического стихотворения вам известны? (У лирического стихотворения нет сюжета. В нем главное не события, а чувства и переживания).

6. Имеются ли в этом стихотворении так называемые “цветные эпитеты”? (Ветки золотистые, серьги ясные, серебряный ручей, зелень золотистая).

7. В стихотворении есть не только красочные образы, но и звуковые (ручей волной гремучею…, Ей песенки поет). Найдите примеры звукописи в тексте. Какие звуки наступившей весны они передают? (Аллитерация: с, з, ж которые ассоциируются с образом весны, шумом легкого ветерка, чуть слышным шелестом листвы. Ассонанс: е, ё, я, ю передают чувство воздушности, яркости, радости.)

8. С помощью каких слов описываются звуки весны?

  • Черемуха душистая.
  • С весною расцвела.
  • Кругом роса медвяная.
  • А рядом у проталинки.

9. Но не только звукописью и цветописью богата поэзия Есенина. В его произведениях можно увидеть самые разнообразные художественные языковые средства. Вспомним, что такое троп? (Тропы – слова, обороты речи, употребленные для достижения большей выразительности, иначе говоря, художественные средства языка).

10. Какие тропы использованы автором? Назовите их, приведите примеры. (Есенин использует эпитеты черемуха душистая, кисточки атласные и т.д.; сравнение как серьги ясные ; олицетворения бежит серебряный ручей, песенки поет, метафоры кругом роса медвяная, под жемчугом росы, ручей волной гремучею. Метафора, эпитеты, сравнения, олицетворение – придают стиху чрезвычайную выразительность, образность, наглядность, эмоциональность. Природа живет, дышит, поет, благоухает. Когда читаешь строки стихотворения, чувствуешь дуновение ветра: “черемуха душистая”, “зелень пряная”. Передают веселое, восторженное настроение).

11. Какие чувства испытывает поэт? (Любовь к родной земле, радость, гармонию с миром природы).

6. Подведение итогов урока . Выделение особенностей лирики С. Есенина. (Записать в тетради.)

Какие же особенности лирики С.А. Есенина мы сегодня отметили?

  1. Внутренняя близость к песенному народному творчеству: напевность, музыкальность, лиризм.
  2. Особая любовь, взаимопонимание лирического героя с природой.
  3. Мир природы необыкновенно красочен.

Сергей Александрович Есенин любил родной край, свою родину – Россию. Он создал незабываемые поэтические картины родной земли, умело используя художественные средства. Не случайно до сих пор Есенин– поэт, которого поют больше, чем кого-либо другого.

Выставление оценок.

7. Рефлексия

– Каково было ваше настроения в начале урока? Изменилось ли оно к концу урока? Кому бы вы хотели сказать спасибо, кого поблагодарить?
– Урок прошёл в тёплой, дружеской атмосфере. Большое спасибо.

8. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение “Черемуха”, сделать иллюстрации к стихотворению.

Филологический анализ стихотворений Сергея Есенина

«Сыплет черемуха снегом…»

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы,-

Я одурманен весной.

Радугой тайные вести

Светятся в душу мою.

Думаю я о невесте,

Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу.

1.

Стихотворение "Сыплет черёмуха снегом" написано великим певцом русской природы Сергеем Есениным в 1910 году и входит в цикл его стихотворений под названием «Девичник», вошедших в сборник стихов «Радуница» в 1916 году.

Весёлый и радостный мотив чувствуется в этом стихотворении. Не раз вдохновением великих поэтов являлась весна. Момент оживления природы, её расцвета. Яркий и красочный образ создаёт красавица-весна и в стихотворении Есенина.

Лирический герой думает о невесте. Именно весна поэту напоминает о любимой девушке. Автор неслучайно вводит этот образ, сравнивая его с образом весны. Лирический герой одухотворён, оживлён и одурманен красотой природы ("Радугой тайные вести/Светятся в душу мою"). Он наслаждается пением птиц, оживлением весны, об этом он говорит в четвёртой строфе. Лирический герой ликует и радуется.

Стихотворение "Сыплет черёмуха снегом" вызывает у каждого читателя положительные эмоции. Хочется также порадоваться приходу весны.

У Есенина весна - это что-то прекрасное, заставляющее радоваться жизни, любить каждое живое существо.

2. Анализ художественной формы с целью «создания» содержания.

Данное стихотворение является художественным текстом, так как обладает следующими признаками текстуальности:

1) информативностью, т.к. содержит новую информацию – особое видение лирическим героем момента оживления природы, её расцвета.

Читателю понятно, что образ весны автор ассоциирует с образом невесты.

2) цельностью, т.к. у текста есть план.

1. Любование лирического героя приходом весны.

2. Думы о невесте.

3. Обращение к природе.

Все строфы тесно связаны друг с другом, нельзя «вырвать» одну из них, так

как смысл душевных переживаний понятен только в контексте. На психологическом уровне читатель воспринимает текст как целое.

3) связностью, т.к. предложения связаны между собой. Например, 3 и 4 предложения – луговые травы, их дурманящий запах; 5 и 6предложения – душевный трепет от мыслей о невесте.

4) завершенностью. Текст «материально» независим (его понимание возможно вне цикла стихотворений Есенина «Девичник»). Он обладает контекстуально –смысловой завершенностью (любование весной, цветущей черемухой – думы о невесте – обращение к черемухе);

5) диалогичностью, т.к. связан с другими прозаическими, поэтическими и

научными текстами, где затрагивается вечная проблема взаимоотношений человека и природы. Отсюда – «диалог» с другими писателями.

6) Единством внешней и внутренней формы:

1.Внешняя форма - лирическое стихотворение, композиция проста, расположение строк и строф последовательно; наблюдается совокупность языковых средств.

7) абсолютной антропоцентричностью, т.к. текст создан человеком С.Есениным и для человека;

8) развернутостью, т.к. на содержательном уровне речи данный текст находит выражение в трех непосредственных отношениях главного предмета с другими предметами, выстроенными в подтемы.

9) последовательностью, которая находится на поверхностном уровне. Слова, предложения выстроены последовательно, поэтому понятно, о чем идет речь;

10) статичностью и динамичностью. Статичность в тексте проявляется в том, что он уже результат речеведческой деятельности. Это стихотворение С.Есенина «Сыплет черемуха снегом…». Динамичность текста заключается в том, что процесс его перерождения неизменно проходит при прочтении: восприятии и понимании;

11) эстетичностью, т.к. вызывает чувство эстетического удовлетворения, потому что текст художественного стиля ставит перед собой такую задачу, т.е. показывает красоту природы весной, особое состояние героя в это время года;

12) образностью, т.к. вызывает у читателя систему представлений:

а) черемуха, снег, роса, поле, грачи;

б) шелковые травы, смолистая сосна, луга, дубравы;

в) радуга, тайные вести, душа, невеста, я пою;

г) птахи, лес, зыбистый бег, я цвет разнесу.

Эти представления складываются в образы, способные нарисовать зрительную картину весны, вызывающую у читателя бурю чувств и эмоций.

2.Внутрнення форма.

13) ситуативностью, т.к. учтена ситуация, в которой осуществляется речь.

Данный текст может прозвучать на уроке литературы или прочтен в уединении, но он явно не подходит для озвучивания на массовых политических митингах;

14) приемлемостью, т.к. аудитория или читатель рассматривает предложения и их последовательность как текст;

15) интерпретируемостью, с одной стороны, автор С.Есенин, рассказывая

о приходе весны, интерпретирует ее силой своего таланта в душевных переживаниях лирического героя, с другой стороны, любой читатель стремится постичь замысел стихотворения, активно познает его, таким образом интерпретируя его.

3.Основные единицы текста

Сложное синтаксическое целое. Стихотворение Сергея Есенина можно

разделить на три ССЦ:

1-ая часть – 1, 2 строфы;

2-ая часть – 3 строфа;

3-я часть – 4 строфа

Связь между предложениями внутри каждого ССЦ – параллельная.

Зачин – Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

Средняя часть – Думаю я о невесте,

Только о ней лишь пою.

Концовка - Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

В первом ССЦ начинается повествование о приходе весны, даются ее признаки.

Второе ССЦ построено на описании душевных переживаниях лирического героя.

В третьем ССЦ лирический герой просит весну задержаться, чтобы дольше сохранить в мыслях образ любимой.

Таким образом, исходя из перечисленных выше признаков, стихотворение

Сергея Есенина можно назвать текстом, т.к. в нем сохранены все признаки

текстуальности.

4 . Особенности языкового оформления.

а) Лексика.

Стихотворение насыщено цветом: «зелень в цвету», «пеной я цвет разнесу, яркими эпитетами «шёлковые травы», «зыбистым бегом». Олицетворения «сыплет черёмуха», «никнут травы» способствуют жизни, действию. Есть сравнение в твор. падеже «радугой тайные вести/светятся в душу мою», метафора «сыплет черёмуха снегом». Здесь цветки черёмухи сравниваются с падающими снежинками, что способствует представлению более яркой картины облетающей черёмухи.

б) Морфология.

В тексте преобладают существительные для обозначения образов весенней природы: Зелень в цвету, роса, поле, побеги, грачи, в полосе, травы, сосна, луга, дубравы, радуга, вести, душа, невеста, черёмуха, снег, птахи, лес, бег, пена, весна.

Глаголы в форме настоящего времени «сыплет черёмуха», «ходят грачи», «никнут травы», «пахнет смолистой сосной» погружают читателя в атмосферу происходящего. Создаётся картина одурманивающей весны с её цветами и запахами.

в) Синтаксис.

Инверсии («Никнут шелковые травы», «Сыплет черёмуха снегом»); риторические обращения («Ой вы, луга и дубравы», «Пойте вы, птахи», «Сыпь ты, черёмуха») придают стихотворению образность; анафора подчеркивает главную мысль текста(«Сыплет черёмуха снегом» и «Сыпь ты, черёмуха снегом»); наличие обособленных членов, требующих особой интонации, с паузами, делает речь плавной, замедленной. По рифме стихотворение напевное; написано трёхстопным дактилем, перекрёстной рифмовкой, что придаёт мелодичности стихотворению.

5. Вывод.

Эта совокупность языковых средств, включающаяся в содержательную сторону, реализует замысел автора – представить картину весны и аллегоричный образ невесты, сравниваемой с черёмухой.

Черемуха

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

1915›

Анализ

    Лирика – субъективный взгляд на субъективный мир.

Стихотворение с первых же строк делает читателя свидетелем весеннего расцвета природы на примере небольшой сюжетной сценки, так характерной для этого времени года в России. Обычно неяркая в момент весеннего пробуждения природа, окружающая поэта, наполнена звучанием и светом .

Это лирическое стихотворение отражает не событие, а душевные переживания поэта, его настроение. Стихотворению характерны напевность, музыкальность.

Есенин часто говорил о том, что весна является его любимым временем года, так как он может наблюдать, как после зимней спячки пробуждается природа. В творчестве поэта этот период символизирует новые надежды и мечты, а также нередко отображает тот душевный подъем, который испытывает автор. Именно таким по своей эмоциональной окраске является стихотворение «Черемуха», созданное поэтом в 1915 году.

Весеннее пробуждение природы навевает на поэта романтические мысли, поэтому образ ручья в стихотворении символизирует влюбленного юношу, который только-только начинает открывать для себя это нежное и волнующее чувство. Поэтому Есенин проводит параллель между миром людей и природой, акцентируя внимание на том, что черемуха и ручей напоминают ему молодых влюбленных, которые не решаются признаться друг другу в своих чувствах.

Загадка этого стихотворения в том, что в нём две картины, разделённые во времени, развитие сюжета показано в движении. Особенно это ясно видно в образе ручья: сначала - «струится маленький», да еще и рифмуется с «проталинкой», а потом: его «гремучая волна» обдает «все ветки» черемухи. Да и отношения с черемухой изменились: сначала ручей просто был рядом с ней, а потом - «вкрадчиво под кручею ей песенки поет». Наличие двух картин подтверждается еще и тем, что сам автор снова говорит: «черемуха душистая», как бы заново всматриваясь в нее. А она уже другая: «развесившись, стоит», уже не «в серебре», а в золоте «на солнышке горит». Эти изменения можно объяснить тем, что прошло время - черемуха распустилась, расцвела, и ручей тоже набрался силы - его напитали вешние воды.

Особенности языкового оформления .

1.В этом стихотворении Есенина редко встречающийся стихотворный размер, который называется пеон второй. Это четырехсложный размер - ударение на втором слоге, а первый, третий и четвертый слоги безударные. В данном стихотворении двухстопный пеон второй.

Строфа - четверостишие с перекрёстной системой рифмовки.

    а) Лексика.

Слова, требующие толкования

Медвяный – имеющий вкус или запах меда.

Зелень пряная – зелень душистая, ароматная.

Проталина – место, где стаял снег и открылась земля.

Круча – крутой спуск, обрыв.

Олицетворения: черёмуха ветки завила, роса сползает, зелень сияет, горит, бежит ручей, ручей ветки обдаёт, песенки поёт.

Эпитеты: черемуха душистая; ветки золотистые; роса медвяная; зелень пряная; маленький, серебряный ручей; зелень золотистая; волной гремучею.

Сравнение: ветки, что кудри.

Метафоры: кругом роса медвяная, под жемчугом росы, ручей волной гремучею.

б) Главным поэтическим приемом Есенина, использованным в стихотворении «Черемуха душистая…», стала аллитерация. Даже неискушенный читатель заметит насыщенность речевых оборотов стихотворения сочетаниями согласных, передающих весеннее журчание ручья или трепетание на ветру листьев черемухи, сопровождающееся их шорохом.

При помощи сочетаний сонорных и звонких согласных поэт передает звуки бурления звенящей весны: з о л отисты е , з ави л а, спо лз а е т, з е л е н ь, з о л отиста я , р а з весившись, вес н о ю , п р я н а я , м едвя н а я , се р еб р я н ы й , песе н ки, со лн ышко, ст р у и тся, р оса, р асцве л а, г р емуче ю , р уче й ; шорохи же, со з даваемые травой и листьями под воздействием ветра, читателю слышатся в обилии глухих и шипящих: ч ерёму х а, ду ш и ст ая, бе ж и т , вк ра дч иво, кру ч ею, развеси вш ись, чт о, с олны шк о и др..

Все возможные органы чувств автора задействованы в восприятии весеннего оживления природы, поэтому и читатель не остается равнодушным к этой картине жизни.

в) Морфемика.

Автор использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, чтобы выразить особую любовь к весенней природе: проталин к а, мал еньк ий, песен к и, солн ышк о.

г) Морфология.

Использование существительных, характерных для обозначения образов весенней природы: черёмуха, кудри, ветки, роса, кора, зелень, серебро, проталинка, трава, корни, ручей, круча, песенка.

В начале стихотворения автор использует глаголы в форме прошедшего времени (расцвела, завила), как бы показывая, что черёмуха находится в самом расцвете сил, благоухания и красоты. Затем подряд идут глаголы в форме настоящего времени, приближая читателя к происходящим действиям и событиям (сползает, сияет, бежит, струится, стоит, горит, обдаёт, поёт).

Одиночное деепричастие «развесившись» и наречие «вкрадчиво» несут большую смысловую нагрузку и дают возможность читателю яснее представить образ черёмухи.

д) Синтаксис.

В первой части стихотворения предложения с прямым порядком слов, а во втором автор использует инверсию (бежит, струится ручей), в третьей части возвращается к прямому порядку слов, передавая этим динамику событий. Однородные сказуемые (бежит, струится ручей, обдаёт, поёт ручей), (расцвела, завила черёмуха), неоднородные определения (пряная золотистая зелень), (маленький серебряный ручей) создают полную картину весенней природы.

    Вывод. Образное восприятие мира свойственно всем без исключения произведениям пейзажной лирики Есенина. Он умел видеть то, что в повседневной суете не замечали другие, и находил настолько точные и восхитительные слова, чтобы передать красоту обычных природных явлений, что мало кто мог остаться равнодушным к его стихам. В более поздних лирических произведениях автор все чаще и чаще изображал снежную вьюгу и холодный осенний дождь, которые по своей сути были созвучны с настроением поэта. Однако пейзажная лирика начального этапа творчества Есенина окрашена в нежные и сочные тона, наполнена чистотой, радостью и умиротворением.

Черемуха является центральным образом двух этих стихотворений. Но в каждом из них она предстаёт перед нами по-новому. Это говорит о большом таланте автора и, конечно, о неисчерпаемом богатстве и выразительных возможностях русского языка. Не раз Есенин ещё будет обращаться к образу девушки-черёмухи в своих произведениях. В поэме «Анна Снегина» он тоже обращается к этому образу. Снегина – символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом белой, как снег, черемухи, это имя – символ утраченной юности. Немало в поэме встречается и знакомых по есенинской поэзии образов: "девушка в белом", "тонкая березка", "снежная" черемуха...

Список используемой литературы.

    Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. Учебное пособие для студентов филологических факультетов

Высших учебных заведений, М., «Академия», 2004, 192 стр.

    Интернет-ресурсы.

Шаблон анализа лирического стихотворения.

(Лирика – субъективный взгляд на субъективный мир)

Логика работы со стихотворением видится как постепенное расширение поля понимания стихотворения по аналогии с конусом: где

вершина – текст стихотворения,

ось конуса – анализ формы,

основание – истолкование содержания.

1. С чего начать?

Ассоциации, которые вызывает стихотворение;

Настроение, которое создает стихотворение

Мысли, которые оно вызывает

Факты биографии поэта, ИМЕЮЩИЕ отношение к данному стихотворению

Рассуждения о месте стихотворения в творчестве поэта

Суждения об общих закономерностях творчества поэта, нашедших отражение в конкретном стихотворении;

Цитата из стихотворения;

Отзыв о стихотворении критика.

2. Тема и идея. Заглавие.

Тема – о чем стихотворение? (любовная лирика, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т.д.)

Идея мыслится как восприятие темы. Идея индивидуальна . Чтобы определить идею можно применить один из вопросов:

Зачем поэт написал это стихотворение , что он хотел сказать своему читателю ?

Что нового Я узнал, понял, прочитав это стихотворение ?

Заглавие позволяет выстроить ряд ожиданий, предположений, возможного движения мысли, заглавие может быть противопоставлено содержанию. Поэтика обманутых ожиданий. Минус-прием.

Привлечение каналов восприятия:

что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении?

3. Анализ художественной формы с целью «создания» содержания.

Анализ формальных элементов имеет смысл только тогда, когда можно выделить их смыслообразующую функцию. Каждый из элементов должен приближать исследователя к основанию конуса.

1) Жанр .

Эпиграмма (сатирический портрет)

Эпитафия (посмертное)

Элегия (стихотворение медитативного характера)

Ода (хвалебное)

Послание - стихотворное произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания

Сонет - стихотворение из 14-ти строк: два четверостишия и два трехстишия.

2) Принадлежность к определенному литературному направлению :

сентиментализм романтизм

реализм символизм

акмеизм футуризм

3) Композиция .

Деление на смысловые части

Строфическое и синтаксическое членение. (Строфа - группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах.)

4) Ритм, рифма, рифмовка.

Основа всякой поэтической вещи - ритм - «основная сила, основная энергия стиха» (В. В. Маяковский).

Ритм - (от. греч. rhythmos - соразмерность) - периодическое повторение в стихотворной речи однородных элементов.

Стихотворные размеры: хорей (), ямб (), дактиль (), амфибрахий(), анапест ().

Нарушения метрического ударения: пиррихий, спондей.

Рифма – инструмент в поисках смысла.

О.Мандельштам

Рифма - одинаковое или сходное звучание концов стихотворных строк.

Рифма может быть

богатая: полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному, (ограда - винограда; труды - руды)

бедная: созвучия ударных гласных при отсутствии совпадения предшествующих им согласных звуков (ветер - метил).

Богатые рифмы всегда оценивались как особо звучные

Рифмовка

смежная (парная) ААББ (смысловая автономность рифмуюихся строк)

перекрестная АБАБ (смысловые переклички, цельность)

опоясывающая (кольцевая) АББА (монолитность)

5) Особенности языкового оформления.

Синтаксис (разные типы предложений, наличие осложненных простых предложений, роль однородных членов, обращений, уточнений и т.п.)

Морфология (преобладание определенных частей речи, форм)

Морфемика (роль некоторых морфем)

Звуковая организация - способы акцентирования в сознании определенных строк:
ассонанс (повторение гласных звуков)

аллитерация(повторяются согласные звуки)

Лексика : синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы, индивидуально-авторские образования.

Тропы (слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении):

Аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы
- гипербола - художественное преувеличение,

Ирония - скрытая насмешка
- литота - художественное преуменьшение
- метафора - скрытое сравнение, без союза. А как В = ВА
- метонимия - сближение, сопоставление понятий по принципу смежности (содержащее – содержимое, вещь – материал, автор – его произведение и т. п.)

Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу слов

Перифраз - описательный оборот речи, употребляемый вместо слова или словосочетания

Сравнение – А как(словно, будто) В, А похоже на В, АВ(Тв.п.)
- эпитет - художественное определение
- олицетворение – наделение неодушевленных предметов человеческими свойствами

Стилистические фигуры - обороты речи, отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать на читателя или слушателя. В отличие от тропов называют различные синтаксические конструкции, речи.

анафора антитеза инверсия

эпифора градация парцелляция

бессоюзие многосоюзие синтаксический параллелизм

риторические вопрос, восклицание, обращение

4. Чем закончить?

Подвести итоги.

Какие чувства отражены в стихотворении?

О чем все-таки оно?

Ч.Т.Д.

Никанорова Н.М.,

ГБОУ СОШ №630 г. Санкт-Петербурга

Урок литературного чтения

Образ черемухи в стихотворении С. Есенина «Черемуха»

(3 класс)

Цель: показывать и учить школьников видеть в поэтическом тексте выражение чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений поэта, которыми он делится с нами, создавая выразительный образ.

Задачи:

Развивать критическое мышление учащихся:

б) образный язык стихотворной речи;

в) эмоции, чувства детей.

Воспитывать:

а) любовь к Родине, через стихотворение поэта, воспевающего красоту русской природы;

б) самооценку у учащихся и умение выслушивать мнение товарищей.

Планируемые результаты:

Оборудование:

Ход урока

1.Проверка домашнего задания.

2. Актуализация знаний и проблемная ситуация.

Учитель.

Внимательно прослушайте отрывки из стихотворений С. Есенина, которые прочитают дети. Попробуйте ответить на вопрос, что объединяет эти два отрывка?

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

Дети высказывают свои мнения, обосновывая свои ответы. В результате делается вывод, что общим в этих стихотворениях является то, что автором их является С. Есенин, дано описание природы во время зимы.

Учитель. Как вы думаете, есть ли у Сергея Есенина стихи, посвященные другим временам года? Кто из вас догадался, как будет звучать тема нашего урока?

Дети высказывают свои мнения. будем знакомиться со стихотворением С. Есенина о природе: об одном из четырех времен года.

Учитель. Сегодня на уроке мы встретимся с весной. Точнее, совершим путешествие во времени. Время – это непрерывное движение. Оно не стоит на месте. Почему? Приведите примеры движения времени.

Дети высказывают свои мнения. Заслушиваются предположения детей.

На смену дню приходит ночь. За летом непременно приходит осень.

Минута сменяют минуту.

Учитель. А может ли поэт в своем стихотворении нарисовать картину природы в движении? В нашем случае – весну в движении.

Заслушиваются противоположные точки зрения.

Учитель. Д ать окончательный ответ мы сможем только в процессе урока после знакомства со стихотворением С. Есенина. Для этого нам необходимо быть очень внимательными и стараться выполнить все задания.

Предлагаю вам отгадать загадку, которая окончательно определить тему урока. Прочитайте текст на экране. Отгадайте загадку.

Слайд 1 - загадка

Будто снежный шар бела

По весне она цвела

Нежный запах источала

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

Слайд 2 – изображение цветущей черемухи

Учитель. Попробуйте сформулировать тему урока, отметив всё, о чём мы говорили.

Дети высказывают свои мнения. Формулируется тема урока.

Слайд 3 – тема урока

Слайд 4 – портрет С. Есенина.

3. Поиск решения. – этап усвоения новых знаний.

Учитель. Какие стихи Есенина вы уже читали?

Дети. «Белая береза», «Поет зима, аукает», «С добрым утром»

3.1. Знакомство с биографией С. Есенина.

Ученики рассказывают о С.А. Есенине.

Слайд 5 - село, дом Есенина

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области.

Слайд 6 - родители поэта

Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с двух лет маленький Сережа жил в доме деда. Среди деревенских мальчишек Сережа слыл драчуном, ходил всегда в царапинах.

Слайд 7 – школа

Учился маленький Сережа в местной Клепиковской школе.

Слайд 8 – картины природы, первый сборник стихов

А ещё Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Его называли певцом русской природы. Многие из его стихов стали песнями. Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет. Первое опубликованное стихотворение было стихотворение «Берёза». В 21 год вышла первая книга стихов, называлась «Радуница». Он становится популярным поэтом того времени.

Слайд 9 – памятник Есенину

Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, всего 30 лет. А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино. В нём установлен вот этот памятник поэту.

3. 2. Анализ стихотворения «Черёмуха»

Слайд 10 – аудиозапись стихотворения

Учитель . Послушайте стихотворение. Постарайтесь почувствовать состояние природы, которое передает поэт.

Слайд 11 -

Учитель. Какие картины предстали перед вами при прослушивании стихотворения? Какие чувства они вызвали у вас?

Выберите на слайде из представленных те словосочетания, которые соответствуют вашему настроению. Есть ли на ваш взгляд «лишние», не соответствующие настроению стихотворения?

Дети выбирают, называют лишнее

  • Любовь к природе
  • Восторг от красоты цветущей черёмухи
  • Грусть от увядания природы
  • Радость от встречи с природой

Самостоятельное чтение стихотворения. Словарная работа.

Учитель. Прочитайте текст самостоятельно, подчёркивая карандашом непонятные слова и выражения. После чтения уточним значение этих слов.

Слайд 12 – медвяная роса- ароматная, с запахом меда;

Слайд 13 – проталины, место, где стаял снег и открылась земля;

Слайд 14 – зелень пряная – травы с острым ароматным запахом;

Слайд 16 – волна гремучая - шумная, издающая громкие звуки;

Аудиозапись журчания ручья.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали - это деревья в цвету.

Руки согнули, кисти встряхнули - с них ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.

Весна наступила! Весна наступила!"- радостно дети кричат.

Анализ стихотворения

Учитель. Вы помните, какие эмоции вызвало у вас это стихотворение?

А как мы с вами можем передать эти чувства на уроке литературного чтения?

Дети. Можем научиться выразительно читать.

Учитель. Давайте, постараемся прислушаться к каждому слову автора и посмотрим, как же ему удалось создать такой образ.

Слайд 17 - черемуха

Учитель. Прочитайте первые 2 строфы. Чей образ рисует автор?

Дети. Образ черёмухи.

Учитель. Какие слова использует автор?

Дети. Черёмуха душистая, ветки золотистые.

Почему золотистые?

(Блестят в лучах солнца)

(с кудрями)

(спросить 2 учащихся)

А почему Есенин говорит «сияет в серебре»?

Там «ветви золотистые», а здесь «зелень в серебре»? Почему?

(утром)

С кем можно сравнить черемуху?

Постараемся передать при чтении образ красивой черемухи, очень похожей на молодую невинную девушку.

(спросить 2 человек)

Прочитайте 3 четверостишье.

Какой образ появляется?

(Образ ручейка)

Как вы представляете этот ручеёк?

(Он очень маленький быстрый, чистый)

С кем можно сравнить ручеек?

Как прочитаем эти строки?

(спросить 2 человек)

Прочитайте строки до конца.

(Чтобы ещё раз показать как красива, величава и горда черемуха.)

Как вы думаете, о чем поёт ручей, о чем слова в его песне?

(О любви, о красоте)

Прочитайте, передав это чувство.

(спросить 2 человек)

О чем это стихотворение?

(о черемухе и ручье)

(о красоте родной природы)

Ребята, давайте еще раз выразительно прочитаем стихотворение, постараемся передать чувства, эмоции, которое вызвало у вас это стихотворение.

Рефлексия.

А сейчас, давайте тоже на некоторое время станем поэта. Предлагаю вам сочинить синквейн. Слайд

Правила написания синквейна вы видите на экране.

первая строка – одно слово, существительное, отражающее главную идею;

вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвертая строка - предложение, показывающее отношение к теме;

пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Поработаем группами по рядам. Вам будут предложены опорные слова, выберите те, которые будут близки вашей группе. Объединитесь в группы.

Музыка.

Дети, над каким стихотворением мы сегодня с вами работали?

Какова же основная тематика стихов Есенина?

Слайд

Домашнее задание.

Самооценка.

Помощь при написании синквейна

Работа с поэтической лексикой

2. Найти изобразительно-выразительные средства языка и объяснить их понимание. (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения)

Как вы думаете, для чего, с какой целью автор написал это стихотворение? (Чтобы передать свою радость, привлечь внимание читателя к красоте природы)

Для образного выражения своих чувств поэт использует эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

– Эпитеты (цвет) – образное художественное определение предмета

Ветки золотистые, серебряный ручей, зелень золотистая

– Эпитеты (свойства + запах)

Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, маленький ручей, волной гремучею

Почему о дереве говорится как о цветке?

Почему «с весною», а не «весною»?

Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим

И ветки золотистые, что кудри завила

Метафора - это перенос значений на основе сходства.

Роса сползает, зелень сияет в серебре, зелень горит, ручей поет

Олицетворение - это характеристика неодушевленного предмета как живое существо.

Черемуха, ручей

Каким нарисован ручей? Каковы его размеры? Это один и тот же ручей? (В начале – струится маленький, между корней, а в конце – гремучая волна, обдает ветки, под кручею)

Чем объясняются эти изменения? (Время прошло – черемуха распустилась, расцвела, и ручей набрался силы)

В чем загадка этого текста? (изображены две картины, причем разделенные во времени, картина природы изображена в движении)

Достаточно одного, нарисованного вами рисунка? (нет)

Что бы вы нарисовали на втором рисунке? (словесное рисование)

К какой части стихотворения подходит эта картина? Почему?

Ученики рисуют черемуху. (Слайд 19)

  1. Итог урока. Домашнее задание

Удалось вам почувствовать весну?

Какие слова и выражения С.А.Есенина вам особенно понравились?

Какую загадку стихотворения мы разгадали?

Дома выучить стихотворение наизусть.