Диетические... Волосы Аксессуары

Сборник упражнений "правописание приставок". Упражнения на правописание приставок Упражнения по теме приставки на зс

Упражнение 1. Перепишите, расставляя ударения и вписывая пропущенные буквы.

Розвальни – развалиться; розыгрыш – разыграть; розыск – разыскать; роспись – расписать, расписание, расписка; россыпь – рассыпать; рассказ – россказни; распустить (на каникулы) – роспуск.

Текст заголовка

Упражнение 2. Укажите, в каких словах на месте пропуска пишется буква З, а в каких С.

1)восстановить отношения,

2) вежливо здороваться,

3) период расцвета,

4) раззадорить спорщиков,

5) неиссякаемый источник,

6) сдать в наём,

7) принять в расчёт,

8) расчётливый хозяин,

9) воссоединение народа,

10) возделывать землю,

11) жёсткий распорядок дня,

12) тратить расчётливо,

13) рассчитывать на внимание,

14) точное использование,

15) орудийный расчёт,

16) редкий разговор,

17) отдельная работа,

18) раздельная уборка,

19) зрелое рассуждение,

20)здешние цены.

Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы и определите, в какую морфему (в приставку или в корень) входят сочетания букв раз- (роз-), рас-(рос-), ис-, из-, нис-, низ-, бес-, без-, черес-.

Разносчик, истинный, разночинец, истолковать, россыпи интересных мыслей, низвести, низкотемпературный, растянуть, известняк, растение, известность, безвкусный, бессердечный, воссоздать, чересчур, восторг, раскрыть, рассадить, развинтить, беззвучный, развитие, бессмысленный, предрассветный.

Упражнение 4. Вставьте пропущенные буквы в приставках и разместите слова по трем столбикам:

1) с приставками, не меняющими на письме согласного;

2) с приставками на з –с;

3) с приставками на гласный.

Безвкусица, сжечь дотла (что-нибудь), безжалостный, бесформенный, бесшумный, обтекаемый, воззрение, восстановление, надсмотрщик, наслаждение, восторжествовать, подучить, отблеск, изжога, исподтишка, подписчик, подшипник, бескормица, происшествие, ниспадать, просвещать, сдельщина, предпочтение, предшественник, чересполосица, чересседельник, задвижка, зачинщик, перемирие, пер…шеек, ра…знакомиться, растворять, расщелина, доверенный, доверчивый, расчет, рассчитать, расхвораться, бескровный.

Упражнение 5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

Пре…ставлять, п…радеть, о…ходиться, о…крывать, о…гадывать, о…переться, архи(плут), о…водить, (архи)ерей, по…ходящий, (анти)вегетарианец, по…бородок, (вице)король, (контра)бас, (экс)министр, (контр)революционный, (де)классированный, (фельд)комендант, (контр)адмирал, (супер)фосфат, (суб)ординация, (архи)быстро, (до)петровская эпоха, (кон)гениальный, (контр)удар, меж…американский, о…бивка, обес…лавить, о…севки, о…грузить, о…цедить, по…данный, по…садить, пр…отцовский, пре…дипломный, пр…американский, ра…прекрасный, с…противление, (ультра)звук, пр…щур, о…тереть, о…сохнуть, по…ключить.

]

Текст заголовка

Текст заголовка

Текст заголовка

Текст заголовка

[[Файл:Файл:Example.jpg [[Файл:Файл:Example.jpg [[Файл:Файл:Example.jpg [[Файл:Example.jpgВставьте сюда текст, который не нужно форматироватьВставьте сюда текст, который не нужно форматировать--90.189.61.174 90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)

Вставьте сюда текст, который не нужно форматировать[[Заголовок ссылки [[Заголовок ссылки [[Заголовок ссылки [[Заголовок ссылки Заголовок ссылки ]]]]]]]]]]]]]]]] ==

== == ==

Упражнение 7. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую - с при-, во вторую - с пре-.

Старинное пр...дание, камень пр...ткновения, пр...чуды природы, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...верженец новых взглядов, пр...дать друга, пр...мирить врагов, пр...бытие поезда, непр...менное условие, полезное пр...обретение, жизнь без пр...крас, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...вышение полномочий, пр...остановить слушание дела, давать пр...сягу, искатели пр...ключений. придание приткновение причуды

Упражнение 8. Проверьте себя по теме «Правописание приставок», вставляя пропущенные буквы.

Д…бежать до калитки, …бхитрить противника, пр…чувствие беды, …тдых на море, посторонним вход в…спрещён, пр…гулка на воздухе, п…бежать н…п…регонки, взять н…прокат вещи, д…заправка самолёта, п…загорать на солнце, н…дпись на камне, з…прокинуть голову, бе…заботная жизнь, пр…ветренная комната, бе…дарный артист, бе…толковый ответ, и…ношенный механизм, и…следовать причины, ра…кидывать вещи, и…порченный телефон, чре…мерные усилия, в…дремнуть немного, пр…драссветная мгла, бе…форменные очертания, н…ожиданная р…звязка, дружные в…ходы на полях, стремительный ра…бег, пр…ехать на ярмарку, в ра…цвете сил, …долеть пр…грады, удачная …делка, пр…бить к потолку, …делать зарядку, пр…вокзальная площадь, пр…даное невесты, ра…калённый металл, пр…стегнуть значок, …тдать долги, пр…восходный ра…сказчик, …дельная работа, чере…чур сильно, д…веренность, …жечь дотла (что-нибудь), з…движка, ра…творить песок, в…зраст, …бить с ног, р…списка, з…явление.

Упражнение 9. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Раз_скать, пред_дущий, без_дейный, из_сканный, пред_юльский, без_глый, с_знова, воз_меть, без_нвентарный, под_тожить, роз_грыш, небез_звестный, с_мпровизировать, без_скусный, под_нтегральное число, об_грать, из_мать. Меж_нститутский, сверх_ндустриализация, сверх_нтересный, меж_рригационный период, меж_здательский, сверх_мпульсивный. Суб_нспектор, контр_гра, транс_орданский, дез_нфекция, супер_нтересный, пост_мпрессионизм, пан_сламизм. Спорт_нвентарь, мед_нститут, фин_нспектор. Пред_стория, меж_нтернатский, без_нициативный, спорт_гра, об_скать, сверх_зобретательный, без_мянный, контр_ск, с_змала, сверх_зысканный, небез_нтересный, пред_нфарктный, пост_нфарктный, вз_скать, меж_гровой, дез_нформация, сверх_ндустриальный, пед_нститут, без_сходный, Глав_здат, супер_гра, под_мать, с_грать, сверх_скусный, транс_ндийский, без_мпульсный.

Упражнение 10. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую - с И, во вторую - Ы.

Безыглый, безыдейность, безынвентарный, безыскровый, безытоговый, взымать, взыскать, дезинформация, контригра, небез…звестный, об…ндеветь, об…сканный, под…тожить, пост…мпрессионистский, пред…юльский, сверх…зысканный, спорт…гра, с…здавна, с…змала, с…мпровизировать, транс…орданский, без…скрый, без…нициативный, дез…нфекция, меж…нститутский, над…ндивидуальный, небез…нтересный, об…граннный, от…менный, пан…сламист, пред…мпрессионистский, пред…стория, сверх…ндустриализация.

Упражнение 11. Вставьте, где это необходимо, разделительные Ъ и Ь.

Кон…юнктура, суб…ект, ад…юнкт, интерв…ю, двух…язычный, лос…он, фел…етон, сверх…естественный, контр…атака, фельд…егерь, волеиз…явление, прем…ера, трёх…осный (автомобиль), ад…ютант, бул…он, с…узить, в…юга, двух…этажный, всеоб…емлющий, пед…институт, об…явление, кон…юнктивит, транс…японский, контр…якобинский, дез…инфекция, вар…ирование, дет…ясли, без_упречный, об_явление, неб_ющийся, бар_ер, контр_удар, сверх_естественный, раз_яренный, пас_янс, трех_язычный, нав_ючить, необ_ятный, в_ется, пред_убеждение, обез_яна, пред_угадать, кинос_емка, бур_ян, меж_ярусный, комп_ютер, раз_яснить.

Упражнение 12. Вставьте, где это необходимо, Ь после шипящих.

Вскач_, замуж_, лиш_, настеж_, невмоч_, невтерпеж_, сплош_. Береч_ся, взвес_те, встретиш_ся, испеч_ся, назнач_те, намаж_, остан_ся, не плач_те, съеш_, сяд_те. Глуш_, грач_, дач_, крыш_, ландыш_, лещ_, много луж_, меч_, молодеж_, мыш_, ноч_, помощ_, рож_, стаж_, тиш_, выше туч_. Могуч_, похож_, хорош_. Жен_щина, мощ_ный, погон_щик, пон_чик, реч_ка, стекол_щик, точ_ка, удач_ный. Восем_сот, сем_десят, шест_сот. Веч_ный, вещ_, встан_те, готовиш_ся, девят_сот, дрож_, душ_, еж_ колюч_, живуч_, камен_щик, лож_, луч_, моеш_ся, навзнич_, наотмаш_, отреж_, плач_ ребенка, подвин_ся, проч_, пят_десят тысяч_, репортаж_, реч_, реч_ной, среди рощ_, руч_ка, спряч_те, черная туш_, увлеч_ся, удач_. Молодёж…, превосходиш…, престиж…, наотмаш…, благородство человеческих душ…, иш…, туш… для век, горяч… нравом, уж…, обеспеч… безопасность, не плач…те, мелоч…, результат встреч…, проч…, стаж…, капает с крыш…, полноч…, не пряч…тесь от людей, увелич…те, пренебреч…, роскош… не утаиш…, спряч… мяч…

Упражнение 13. Проверьте себя по теме «Правописание Ъ и Ь знаков», вставляя пропущенные буквы.

Альпинизм, июньский, клянчить, фальшь…, лентяй, отсроч…ка, селььд…б, вес…ма, усад…ба, прос…ба, мос…тик, мощ…ный, готовиш…, он готовит…ся к прыжку, кин…те мячик, состав… уравнение, назнач…те свидание, признат…ся в слабости, с…ешьте кусочек, хочу купат…ся, пришлос… добират…ся пешком, лист не колышет…ся, пора занимат…ся, придётся задумат…ся, пишеш… красиво, грамотная реч…, много красивых дач…, гореч… воспоминаний, решение задач…, двухлетний малыш…, искусная рез…ба, получите ден…ги, заботливая нян…ка, о суд…бе героя, распахнуть дверь настеж…, мощ…ный рывок, об…единение, из…явить желание, с…езд, с…экономить, с…агитировать, об…яснение, с…узить вопрос, фотос…ёмка, уст…е реки, рел…ефный, почтал…он, об…ёмный, стат…я, дет…ясли, взять интерв…ю, дез…информация, спорт…инвентарь, пойдём…те.

Тема:

В приставках, оканчивающихся на з,- без-, вз-, из-, низ-, раз-, чрез-, через- согласная запишется перед гласными и звонкими, согласными, но заменяется буквой с перед глухими (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), например: безобидный, безжалостный - бесшумный; взимать, взбивать - вспахать; возыметь, возбудить - воспринять; изыскать, издать - исцарапать; низвергнуть - ниспадать; разахаться, разгромить - расщепить; розыск, роздых - роспуск. При этом на стыке приставки и корня могут удваиваться согласные з или с: воззрение - воссоздание, раззадорить - рассказать, череззерница - чересседельник и т. п.

Примечания.

1. В словах низкий, низший и близсидящий пишется з, так как низ и близ не являются приставками.

2. Правописание слов расчет, расчесть - рассчитать, рассчитывать и др. регулируется особым правилом: с пишется перед корнем -чет-, се - перед корнем -чит-. В словах разевать, разорить конечный согласный приставки выпал, поэтому они пишутся с одним з.

Упражнение 131. Образуйте от данных слов с помощью приставок новые слова.

а) Без-/бес-: бедный крайний, сердечный, болезненный, форменный, жизненный, ценный;

б) вз-/вс-: думать, метнуть, пучить, ломать, карабкаться, дуть, кинуть, брыкнусь;

в) воз-/вос-: зрение, торжествовать, делать, питать, кликнуть, вращать, соединить, звание;

г) из-/ис-: адить, тратить, пытать, водить, резать, черпать, сушить, бежать, сследовать, сечь; д) низ-/нис-: вести, послать, ринуться, пускать, ходить;

е) раз-/рас-: пускать, крыть, бить, пить, вести, дуть, дать, четный, считывать;

ж) чрез-, через-/чрес-, черес-: мерный, полосица, чур.

Упражнение 132. Перепишите слова, подчеркните приставки и объясните их правописание. Особо отметьте случаи удвоения согласных на стыке приставки и корня.

Беспомощный, беззаветный, беспокойный, бездумный, беспрерывный, беззащитный, взмолиться, всколыхнуться, встать, взвести, взволновать, воздеть, воспеть, восхвалить, возгордиться, испещренный, исторгнутый, извоз, иззябнуть, иссякнуть, нисторгнуть, низвержение, разгореться, рассудить, разбранить, развеять, рассеять, расчет, рассчитываться, расцвет, рассвет.

Упражнение 133. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Важно одно - оживить, привести в движение нетронутый слой тех личных впечатлений бытия, который лежит в душе каждого и обычно и…гнивает бе…плодно. (Горьк.) 2. Таня поглядела на другие лица и увидела, что многие одновременно и улыбаются, и всхлипывают, глядя на проходивших курсантов. (Сим.) 3. Если через неделю не услышу, что сам на фронт пошел, имей в виду, посодействую, чтоб ра…бронировали. (Сим.) 4. Виктор Сидорович и без Каплиных напутствий сидел на пленуме с железной внутренней установкой: не поддаваться нажиму, а взять обязательство, и…ходя из реальных возможностей. (Алекс.) 5. Во…пылавший было жаждой отмщения, гость вел себя сейчас более чем тихо и скромно. (Алекс.) 6. Клинок вошел в доску легко и бе…звучно, как в масло. (Рек.) 7, Николай сожмурился от яркого полдневного света и ра…смеялся - чтобы выразить это приятное чувство, чтобы в…пугнуть окружающую тишину. (Рек.) 8. Николай уже не раз в…тречал здесь, на Севере, таких непонятных ребят. Вроде бы они и стиляги, а вроде бы работают не хуже других. И лезут в тайгу без страха - прощупать там в…рывами землю. И кормят комарье на болотах - и…следуют грунтовые воды. И ничего, не жалуются. Только ра…певают самодельные песенки, от которых либо краснеют, либо плачут девчата … (Рек.)

Упражнение 138. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и выбирая одно из предложенных в скобках написаний.

1. П…слано в Черкасск повеление (с, з)жечь дом и имущество Пугачева. (П.) 2. (З, с)десь прекращаются записки Петра Андреевича Гринева. (П.) 3. Лагерная жизнь очень мне нравилась. Пушка под…мала нас на заре. Сон в палатке удивительно (з, с)доров. (П.) 4. Р…скололи мещане маленькие души свои на мелкие куски и все более р…скалывают их и - живут в р…зницу. (Горьк.) 5. Я не только каждую колхозную семью до третьего поколений знаю, а и каждого колхозного коня со всеми его пр…родителями. (Ник.) 6. Я пер…дам кратко о пер…петиях жизни п…сынка сцены - моего отца, когда-то заметного деятеля театра. (Алт.) 7. Ванин сел в углу и стал настраивать старенький пр…емник. (Сам.) 8. И. Андроников, изучающий жизнь и творчество Лермонтова, написал не и…ледование и не р…з…скание, а р…сказы о том, как он охотился за портретом Лермонтова, за р…гадкой инициалов. (Павл.) 9. Каждый считал за правило п…дражать балтийцам, их самозабвенной ярости в бою, их пр…бауткам на р…здыхе, даже их манере носить бескозырку. (Фед.) 10. Пр…гнув голову, Феня не спускала с Михаила ненавидящих глаз. Волосы у нее ра..пустились еще больше, и это предавало девушке особенно суровый вид. (Сарт.) 11. Феня презрительно усмехнулась и п…вернула в глубь тайги. (Сарт.) 12. Феня пр…близилась к самой круче. И вдруг ее словно кто п…тянул за собой: скользко потек снег, а дыхание сразу стало тугое, как через вату; Феня ни…ко пр…гнулась, почти села на лыжи и р…скинула палки, тормозя. (Сарт.) 13. Щеки у Феки горели, ресницы, выбившаяся прядь волос, платок у по…бородка - все сплошь покрылось тонким игольчатым инеем. Недурно бы пр…сесть и о…дохнуть.(Сарт.) 14. Было решено об…скать на р…свете весь лес и в случае вражеской облавы огня не о…крывать. (Кул.) 15. Коля Бабушкин задумался, (в, ф)перив в…гляд в черную точку на белой стене, что напротив него. Черная точка … Вот бывает же: найдут глаза какую-нибудь совершенно бе…мысленную точку, (в, ф)перятся в нее, и уже никак не оторвать их от этой неподвижной точки, будто они к ней пр…росли. (Рек.)

Упражнение 139. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и выбирая одно из предложенных в скобках написаний. Объясните правописание выделенных слов.

Как-то шли толпой из леса, и опять по дороге (в, ф)встретился инженер. Он остановился и, не по(з, с)доровавшись, глядя сердито то на одного, то на другого, начал:

Я просил не с…бирать грибов у меня в парке и около двора, оставлять моей жене и детям, но ваши девушки пр…ходят чуть свет, и потом не остается ни одного гриба. Проси вас или не проси,- это все равно. Просьба, и ласки, и убеждение, вижу, все бе…полезно.

Он остановил свой негодующий в…гляд на Родионе и пр…должал:

Я и жена относились к вам, как к людям, как к равным, а вы? Э, да что говорить! Кончится, вероятно, тем, что мы будем вас презирать. Больше ничего не остается!

И, (с, з)делав над собой усилие, (с, з)держивая свой гнев, чтобы не сказать еще чего-нибудь лишнего, он п…вернул и п…шел дальше.

Придя домой, Родион п…молился, р…зулся и сел на лавку рядом с женой.

Да … - начал он, о…дохнув.- Идем сейчас, а барин Кучеров на (в, ф)стречу … Да … Девок чуть свет видел … Отчего, говорит, грибов не несут … жене, говорит, и детям. А потом глядит на меня и говорит: я, говорит, с женой тебя призирать буду. Хотел я ему в ноги п…клониться, да сробел … Дай бог (с, з)доровья … П…шли им господи …

Степанида пер…крестилась и в…дохнула.

Господа добрые, простоватые … - пр…должал Родион.- «Призирать будем …» - при всех обещал. На старости лет и … оно бы ничего … Вечно бы за них бога молил …

(А. П. Чехов)

Упражнение 140. Подберите или самостоятельно составьте предложения с приведенными словами, объясните правописание приставок и гласных после приставок в этих словах, укажите, каково значение каждого слова.

Надеть - одеть, обсудить - осудить, обыграть - обставить, освоить - усвоить, оценить - расценить, поступок - проступок, праформа - проформа, предоставить - представить, преемник - приемник, разбить - распить, снискать - сыскать.

Упражнение 141. Выпишите из произведений художественной литературы или из периодической печати по 2-3 примера (в предложениях) на основные правила правописания приставок.

Упражнение 142. Подберите по 2-3 примера на каждое правило правописания приставок и составьте с ними предложения.

Упражнение 143. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и выбирая одно из двух написаний, приведенных в скобках.

I.1. Потемкин (с, з)бросил с себя туфли и босой прошел в переднюю тихон…ко, чтоб не р…будить молодого офицера. (П.) 2. Несмотря на то, что всем окружающим нас строго было запреще…о пугать нас вед…мами, лешими, домовыми, нян…ки все-таки иногда говорили о них между собой, и эти р…сказни сильно на меня подействовали. (С, 3)десь-то, я полагаю, корень скло…ости моей к мистицизму и ко всему чрезвычайному. (П.) 3. За столом с…дели коми…ар и ад…ютант, пер…б…рая какие-то стра…ые рисунки и чертежи, напом…нающие стари…ые могильные плиты, с…рк…фаг и склеп. (Куч.) 4. Молчаливая женщина уже успела и…топить печ…, пр…готовить пищу и, по обыкновению, куда-то бе…шумно и…чезла … (Полев.) 5. А того я к тебе пр…цепился, друг ты мой дорогой, что я вчера на совещании слышал эту бл…стящую мысль, чтобы сегодня ноч…ю пошуметь, немцам (н, Н)овый (г, Г)о и…портить. А заодно - и себе. Слышал и в…ражал. Высказал точку зрения, что если всер…ез во…пользоваться (н, Н)овогодней ноч…ю для наступления,- это резон. А если просто пошуметь, так надо и себя и солдат пожалеть, не портить им такой ночи. Немцы, кстати, не столько (н, Н)овый (г, Г)од, сколько (р, Р)ождество праз…нуют. В (р, Р)ождество надо было шуметь. Спасибо, член (в, В)ое…ого (с, С)овета по…держал. Только сверху о…бился, а ты уже снизу жмеш… (Сим.)

II. Эх, (к, К)убань, (к, К)убань! Край родимый, сторона речная, пр…вольная! Помню тебя, с твоими станицами и хуторами, с твоими буйными садами, когда ветви, кл…няясь тебе, роняют краснобокие яблоки, и они пл…вут, краснея и подпрыгивая на бурунах. На что ни в…гляни, о чем ни подумай, и уже роят…ся мысли и встают перед глазами картины, люди, словно бы виде…ые только вчера… Прошумели, как ветры, годы, и твое пр…шлое см…шалось с настоящим, ра…творилось в нем, и к…зач…я старина-старинушка лиш… в песнях, что звенели в станицах тихими вечерами. Не узнать к…зач…и поселения, разр…елись и обзавелись то заводом, сахарным или консервным, то парком на площади, где в пра…ничные вечера играет самодеятельный духовой оркестр, то (д, Д)омом (к, К)ультуры и библиотекой, то ф…нарями и тр…туарами на улицах. Посмотри на иную станицу - не станица, а город в степи! Щедра (к, К)убань дарами земли, а еще более щедра люд…ми. Куда ни заявись, в какое о…дале…ое местечко ни загляни, и всюду встретиш… такие удивительные характеры, таких старател…ных да пр…лежных в труде молодц…в, что диву даеш…ся, откуда они появились на (к, К)убанской (з, 3)емле! И ничего, что не встретиш… ни всадника, гарцующего на коне, ни к…зач…его бешмета со строчкой пуговиц на груди, ни кинжала на поясе в ножнах чека…ого серебра.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Упражнения по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую с приставкой при-, во вторую с приставкой пре-. Старинное пр...дание, камень пр...ткновения, пр...чуды природы, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...верженец новых взглядов, пр...дать друга, пр...мирить врагов, пр...бытие поезда, непр...менное условие, полезное пр...обретение, жизнь без пр...крас, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...вышение полномочий, пр...остановить слушание дела, давать пр...сягу, искатели пр...ключений. Упражнение 2. Запишите и запомните эти слова иноязычного проис хождения, объясните их значение. Составьте с данными словами словосочетания или предложения. Прелюдия, преамбула, превалировать, престиж, привилегированный, прейскурант, премьера, примат, примадонна, претензия, прецедент. 1 / 10

2 Упражнение 3. Перепишите текст, вставляя недостающие орфограммы. Объясните написание приставок. Обманчивый лес Однажды, охотясь в густом лесу, король Генрих напал на след пр...красной горной козы и, пр...следуя ее, отстал от своей охотничьей свиты на большое ра...стояние. Раздраженные запахом зверя, его собаки так увлеклись п...гоней, что...скоре не стало слышно даже их лая. Между тем нез...метно...гущался вечер, и н...ступила ночь. Тут король понял, что заблудился. И...дали д...носились призывные звуки охотничьих рогов, но чем ближе, как казалось королю, он шел к ним, тем слабее звучали рога. С досадой в...помнил Генрих о том, как...бивчивы и капризны громкие звуки в горных лесах и какой предательский пересмешник - горное эхо. Но было уже поздно. Пр...дстояло переночевать в лесу. (По А. Куприну) 2 / 10

3 Упражнение 4. Составьте словосочетания с данными словами. Объясните значение приставок пре- и п ри-. Превратить, презирать, преодолеть, претворить, привыкнуть, пригласить, приготовить, приостановить, превзойти, превратиться. Упражнение 5. Замените обороты словами с приставками пре- и при-. Усердный, старательный; находящийся возле школы; приехать куда-нибудь; сообщить недругу какую-либо тайну; устный рассказ, история, передающаяся из поколения в поколение; склонности, ставшие обычными, постоянными; обратить что-либо в нечто другое; лечь ненадолго; охранник, стоящий у ворот; перестать что-либо делать; немного открыть. 3 / 10

4 Упражнение 6. Напишите текст под диктовку. Подчеркните приставки пре- и при-, объясните их написание. Хитрая мангуста Я увесил каюту гирляндами бананов. Они на веревочках качались под потолком. Это для мангуст. Я выпустил ручную мангусту, и она теперь бегала по мне, а я лежал прикрыв глаза. Чуть приоткрыл глаза и вижу, что мангуста прыгнула на пояку, перелезла на раму круглого пароходного окна, покрепче примостилась и глянула на меня. Я притаился. Мангуста толкнула лапкой в стейу, и рама поехала вбок. Когда рама приблизилась к бананам, мангуста рванулась, прыгнула и обеими лапками ухватила банан. Она повисла на момент в воздухе. Но банан оторвался, и мангуста прыгнула на все четыре лапки. Прекрасный акробатический прыжок! Я привскочил поглядеть, но мангуста уже беспрерывно возилась под койкой. Через минуту она предстала передо мной с измазанной мордой и покрякивала от удовольствия. (По Б. Житкову) 4 / 10

5 Упражнение 7. Вставьте пропущенные буквы, распределяя слова по столбикам (пре-, при-) Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться, пр_небрегать, пр_вращение, пр_следование, пр_знаться, пр_зирать труса, пр_брежный, пр_ображение, пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_образование, пр_града, пр_ручить, пр_строить, знаки пр_пинания, пр_забавный котенок. Пр_бывать в неведении пр_бывать по расписанию; старинное пр_дание пр_дание силы; пр_данный патриот пр_данный врагами пр_данный командованию; пр_емник традиций пр_емник «Турист-2» пр_емственность поколений пр_емлемый вариант; пр_зрение к смерти пр_зрение сироты пр_зор; пр_зирать угрозы пр_зирать детей, потерявших родителей; пр_ображенный пр_обретенный; пр_творить в жизнь пр_творить дверь; пр_ткнуться о камень пр_ткнуться в уголок; пр_увеличивать пр_уменьшать значение открытия, пр_уменьшать расходы ради экономии; пр_ходящий момент пр_ходящий медработник; пр_дел в храме пр_дел всему; пр_клонить ветви пр_клонить колена; пр_падать к земле пр_подать урок; пр_скорбный факт пр_светлый образ. Тест по теме "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-" 1. В каком слове пишется приставка пре-? 5 / 10

6 1) Пр_брежный; 2) пр_остановиться; 3) пр_прятать; 4) пр_увеличить. 2. В каком слове пишется приставка при-? 1) Пр_успеть; 2) пр_вращать; 3) пр жать; 4) пр_провождать. 3. Найдите вариант с орфографической ошибкой. 1) Президент 2) презирать 3) преоритет 4) президиум 4. В каком слове пишется приставка пре-? 1) Пр морский 6 / 10

7 2) пр землиться 3) пр пятствие 4) пр сесть 5. В каком слове пишется приставка при-? 1) Пр умолкла 2) пр рвали 3) пр лестный 4) пр клонить колени 6. В каком слове пишется приставка пре-? 1) Пр бирать 2) пр растать 7 / 10

8 3) пр влекательный 4) пр большой 7. В каком слове пишется приставка при-? 1) пр возносить 2) пр вратиться 3) пр сесть 4) пр уменьшить 8. В каком слове приставка обозначает «неполное действие»? 1) Пр хорошенький 2) пр брежный 3) пр стегнуть 4) пр открыть 8 / 10

9 9. В каком слове приставка обозначает «приближение»? 1) Пр хлынут 2) пр лечь 3) пр..милый 4) пр пятствие 10. В каком слове написание пре-/при- зависит от контекста? 1) Пр слушиваться 2) пр нахмурилась 3) пр давать 4) пр летел 9 / 10

10 Ответы 10 / 10


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ По дисциплине «Русский язык» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1 Орфография Тема: Правописание гласных О и Ё после шипящих и Ц Часть1 Продолжительность 90 минут Цель: Закрепление правописания о

МОУ «СОШ с. Грачев Куст Перелюбского муниципального района Саратовской области» Правописание приставок и Открытый урок в 6 классе Подготовила учитель русского языка и литературы Булгакова О.В. 2009 2010

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ГРУППЫ ПРИСТАВОК Разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от принципа написания они делятся на три группы: 1) приставки, которые пишутся всегда одинаково согласно

План-конспект урока русского языка в 5 классе Тема: «Приставки пре- и при-» Цели урока: Образовательные: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся

А15. Правописание приставок. Правописание Ъ и Ь. Ы/И после приставок на согласную Задание А15 проверяет сразу пять правил. Каждое из них само по себе очень легкое, но запутаться в них вполне возможно.

Тема. «авописание гласных е и в приставках пре, при» Цель урока: познакомить обучающихся с орфограммой пре-/при- Задачи урока: образовательные: знать условия написания приставки пре-/при-, обосновывать

План конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 6 класс Тема: «Правописание гласных в приставках пре- и при-» Техническое обеспечение: Проектор, компьютер Программное обеспечение: Power Point, MyTestXSetup

Тема: «Приставки-сёстры ПРЕ- и ПРИ-» Цели урока: обучающая цель: знать правило написания приставок пре- и при-, значения приставок пре- и при-; развивающие цели: научить различать приставки ПРЕ- и ПРИ-

В каком слове правописание приставки определяется её значением «приближение»? 1) пришли 2) привычный 3) прикрыла 4) прислушалась Как решать? В задании проверяется умение определять тип приставки. Если

План-конспект урока составила Емелина Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы окружного города Тольятти в 2015-2016 учебном году Класс: 6 Предмет: русский язык Тема: Правописание приставок

Урок русского языка в 4 классе Тема: «Правописание звонких и глухих согласных» Цели: формирование умения сопоставлять произношение и написание парных согласных; продолжить работу по формированию навыка

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе Учитель Герасимова Е.Ю. Тема: «Правописание гласных в приставках пре- и при-» Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний,умений, навыков.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Утянская средняя общеобразовательная школа» Разработка урока по русскому языку в 6 классе «Правописание приставок пре и при» Учитель русского языка

1. Списывание. Приемы по выработке орфографической зоркости 2. Письмо с проговариванием (в основе прого варивание по слогам) или фонемное письмо. 3. Комментирование (объяснение написания). 4.Орфографические

Занятие 12 1. Язык и речь. - Что такое речь? Кто обладает речью? Виды речи: устная и письменная. Примеры разных видов речи. - Язык - это система слов, знаков (букв), которая характерна для разных народов

Тема:«Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне» 1. Организационный момент. С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать!

КГБПОУ «Алтайский транспортный техникум» Методическое пособие для организации практических занятий по русскому языку Часть IV. Морфемика, словообразование, орфография Барнаул 2018 Методическое пособие

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ Тема: Правописание приставок, оканчивающихся на з, с. Цели: 1. Образовательная - изучить условия выбора буквы з(с) в приставках; сформировать умение выбирать

Самостоятельная работа по теме «Правописание приставок». Вариант 1. 2. Вспомните и запишите 3 слова с приставкой со-. Составьте с этими словами аморальный, бе()облачный, пре()приниматель. 4. Спишите слова.

ВПР 7 г. Русский язык. 4 класс. Вариант 3 Часть! При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не изучаемые в начальной школе правила не учитываются. 4 Произнеси

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе Тема урока «Гласные в приставках при- и пре-» Тип урока закрепление знаний Дата урока 11. 11. 2015 г. Образовательные ресурсы: 1. Русский язык. 6 класс.

ОГЭ по русскому языку. 2017 год. Вариант 1 Прочтите текст и выполните задания 2-14. (1) Не дружит Витька со своей старшей сестрой Кирой. (2)Дружбы не получается. (3)Неужели у всех такие сёстры? (4) Витька

Итоговая контрольная работа по русскому языку класс УМК «Перспективная начальная школа» Первый снег Я всегда рад зиме и снегу. Вот, наконец, и первый снег.* Крупные мохнатые снежинки кружили над землѐй.

МКС(К) ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Старогородковской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной

С.П.Хасанова, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 12», Кунгур Дата: 27.11.2014г. Институт развития образования, Пермь Приемы мотивации, примеры пробных действий для актуализации, фиксации затруднений

Конспект урока по русскому языку в 6 классе в соответствии с ФГОС по теме: «Правописание Н- и НН- в причастиях и отглагольных прилагательных». 1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Савченко Ольга Викторовна Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» Петропавловск-Камчатского городского округа ОТКРЫТЫЙ УРОК В 3 КЛАССЕ «РАЗЛИЧИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ

MINISTERU EDUCAŢIEI A REPUBICII MODOVA Фамилия: Имя: Отчество: Учебное заведение: Место жительства: Agenţia de Asigurare a Calităţii Район / Муниципий: РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Петухова Лидия Дмитриевна учитель русского языка и литературы Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 г. Арамиль, Свердловская область РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 3 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

Спецификация контрольного измерительного материала для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 8 классе 1. Назначение КИМа - оценить уровень обученности учащихся 8 класса по предмету «русский

План работы со слабоуспевающими учащимися 2 класса на 2017-2018 учебный год Классный руководитель: Маркина Юлия Вячеславовна Мероприятия Срок 1. Составить список слабоуспевающих учащихся по преподаваемым

Демонстрационный вариант экзаменационного материала переводного экзамена в рамках промежуточной аттестации в 2018-2019 учебном году Русский язык, 6 класс А1. Укажите группу слов, состоящую только из заимствованных

ВПР 015 г. Русский язык. 4 класс. Вариант 4 Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 4 Инструкция по выполнению заданий части 1 проверочной работы На выполнение заданий части 1 проверочной

Открытый урок. Русский язык. 3 Б Учитель: Новак Галина Николаевна Тамбов 2012 г Открытый урок, 3класс Б Тема: «Правописание непроизносимых согласных» Цель урока: 1.Тренировать умение писать слова с непроизносимыми

Урок русского языка в 6 классе. Правописание приставок пре-, при-. Обобщение. План-конспект урока. Тема. Правописание приставок пре- и при-. Цели. 1.Закрепление навыка правописания приставок пре-, при.

Мухамадеева Айгуль Тальхатовна Учитель русского языка и литературы Тема урока: Повторение темы «Глагол» 1Орг. Момент Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. Создание

Контрольно - измерительный материал разработан на основе требований образовательных стандартов второго поколения для оценивания образовательных результатов в 1 классе как итоговая контрольная работа Цель:

Комплексная итоговая контрольная работа на основе единого текста для 1 класса 2013 г. Контрольно - измерительный материал разработан на основе требований образовательных стандартов второго поколения для

Тема «Правописание приставок пре- и при-» Цели: дать знания о правописании приставок пре- и при-; научить использовать правило в практической деятельности; воспитывать чувство взаимопонимания, взаимопомощи,

Бурцева Светлана Александровна учитель русского языка и литературы высшей категории Донецкой ОШ І-ІІІ ступеней 54 Открытый урок русского языка в 6-Б классе Тема урока: «Повторение правописания приставок

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК Вариант 2 Школа Класс 4 Фамилия, имя фамилия, имя учащегося ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ На выполнение работы отводится 40 минут. В работе тебе встретятся разные

УДК 372.8:811 ББК 74.268.1Рус Б24 Серия основана в 2007 году Барылкина Л.П., Давыдова Е.А. Б24 Русский язык: Тесты, проверочные работы, мини-диктанты: 3 класс. М.: 5 за знания, 2014. 64 с. (Серия: 5 за

Тема: «Правописание безударных гласных в корне». Цели: закрепить знания, умения и навыки учащихся в написании и проверке слов с безударной гласной в корне; развивать орфографическую зоркость, устную и

ОТКРЫТЫЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ (ДИСТАНЦИОННЫЙ) ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ 2017 Секция 7 Конспект урока русского языка для учащихся 2-го класса, в котором обучаются дети с ОВЗ. Морозова Наталья Сергеевна учитель начальных

Тема урока: Учитель Образовательная цель Планируемые образовательные результаты Программные требования к образовательным результатам раздела «Глагол» Программное содержание Мировоззренческая идея Соблюдение

МОУ «Гимназия 23» Открытый урок. Развитие речи. 4 класс. тема: Изложение с элементами сочинения. Слепой заяц. (по Анатолию Дементьеву) 2 урока. Учитель: Лебедева Любовь Александровна. г. Озерск 2003 г.

Демонстрационный вариант диагностической работы по исследованию уровня индивидуальных учебных достижений обучающихся 3-х классов по учебному предмету «Русский язык», 2018 год (итоговый контроль) ИНСТРУКЦИЯ

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Письмо и развитие» (ОВЗ) УО для учащихся 9 класса на 2018-2019 учебный год Полетаева Ирина Федоровна, учитель русского языка и литературы категория

Урок русского языка. Тема: «Мягкий знак после шипящих в глаголах». Цель: Формировать умение писать ь после шипящих во всех глагольных формах. Задачи: 1.Совершенствовать знания учащихся о глагольных формах

Тесты по русскому языку 2 класс с ответами >>> Тесты по русскому языку 2 класс с ответами Тесты по русскому языку 2 класс с ответами Поставь ударение в словах. Он озирался по сторонам. В саду 12 13 14

Урок русского языка 2 класс «А» «Разделительный мягкий знак» Максименко Л.П. учитель начальных классов 2019 год Русский язык 2 класс УМК «Школа России» Тема: «Разделительный мягкий знак». Тип урока: урок

МОУ «СОШ р. п. Соколовый Саратовского района Саратовской области» Урок по русскому языку в 6 а классе Культура речи Правильное употребление деепричастий Учитель русского языка и литературы высшей категории

Занятие 9 1. Звук [ж]. Буква Жж. Сочетания ЖИ-ШИ. 1. Рассмотреть картинку на странице 25 и определить, в какую игру играют дети. Выделить из начала слова жмурки начальный звук. Несколько раз произнести

Волкова Марина Евгеньевна Учитель высшей квалификационной категории Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Правописание слов с парными по глухостизвонкости согласными на конце слов и перед согласным

Широглазова Надежда Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия» УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 3 класс Тема урока: «Правописание гласных в приставках» Цель урока: познакомить учащихся с орфографическим

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 13 г. о. Тольятти Учитель начальных классов Буянова Марина Викторовна

Урок русского языка Тема: Образование однокоренных существительных. Цель: Развитие умения различать суффиксы существительных; разбирать слова по составу. Задачи: 1) Развивать умение анализировать, сравнивать,

Конспект урока русского языка к учебнику А.Д.Шмелёва на тему: «Буквы О и Ё после шипящих в корне» Учитель Бушко М.И. Тема урока: Базовый учебник: Цели Буквы О и Ё после шипящих в корне Русский язык. 5

Тренировочный вариант 2 ВПР 2019 4 КЛАСС Пояснение к образцу проверочной работы На выполнение работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из двух частей и включает в себя 15 заданий. Задания

Русский 4 Имя... Задание 1: Прочитай. Вставь пропущенные буквы, Морж. Я зн...ком с одним м...ржом, Ест он кашу, пьёт боржом, Очень любит эскимо. Вместе ходим мы в кино. Я к м...ржу д...мой х...жу, С ним

Шахверди Оксана Борисовна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Cредняя общеобразовательная школа 1» Хабаровского края, г. Советская Гавань РАЗРАБОТКА УРОКА «СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА» Цели:

Демоверсия Промежуточная аттестация по русскому языку в 6 классе проводится в соответствии со статьей 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012г., Основной общеобразовательной

Итоговый тест по русскому языку в 8 классе Тест по русскому языку в 8 классе состоит из 2 частей: часть А включает 12 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даны 4 варианта ответов, из которых только

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Обучающие карточки»

Карточка по русскому языку

«Правописание приставок»

Подготовила: Цыбанова И.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ - Чемерновская СОШ.

2018 г.

Пояснительная записка

Дисциплина: русский язык

Раздел: «Орфография»

Тема: «Правописание приставок»

Класс: 9-11 классы

Возраст предполагаемой аудитории : 15-17 лет

Требуемые для работы знания и умения:

знание понятий «изменяемые», «неизменяемые» приставки;

умение работать с таблицей;

умение определять значение слов (словообразовательных префиксов);

умение различать гласные звуки от согласных, звонкие согласные звуки от глухих согласных;

умение подбирать однокоренные слова для определения морфемного состава слов.

Ожидаемые результаты:

умение правильно писать:

неизменяемые приставки;

изменяемые приставки на -З, -С;

изменяемые приставки РАЗ -/ РАС-, РОЗ - / РОС -;

приставки ПРЕ-, ПРИ-;

Инструкция по выполнению карточки

Правила работы с карточкой

1. Карточка состоит из 3 разделов: «Необходимо знать», «Тренировочные упражнения», «Самоконтроль. Контрольный тест».

На выполнение тренировочной работы по русскому языку даётся 45 минут.

Записывайте ответы на каждое задание в отведённом для этого месте. Если Вы хотите

изменить ответ, зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями,

справочниками по грамматике, орфографическими словарями.

времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите

к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете

вернуться к пропущенным заданиям.

Варианты работы с карточкой

В зависимости от уровня подготовки ученика организуется работа с первым разделом.

Если ученик имеет прочную базу знаний по теме карточки, то он может пропустить задание этой рубрики и начать выполнение тренировочных упражнений (в обратном случае ученик должен проработать справочный материал рубрики «Необходимо знать»). Если при выполнении заданий возникнут трудности, ученик может обратиться к первому разделу. После окончания работы со вторым разделом можно приступать к выполнению контрольной части карточки.

Количество времени, отведенное на выполнение карточки, - 45 минут.

Желаем успеха!

Карточка «Правописание приставок»

1. Изучи рубрику «Необходимо знать»

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

Неизменяемые приставки

Изменяемые приставки на -З,

-С;

Изменяемые приставки РАЗ - / РАС-,

РОЗ - / РОС-

Пишутся всегда одинаково вне зависимости от звучания

Перед звонкими

согласными, гласными - З,

перед глухими согласными - С

Написание зависит от ударения

О- : опылить

Помните!

Иноязычная приставка А- равнозначна по значению приставке НЕ-: а моральный = не моральный

БЕЗ- (БЕС-)

ВОЗ- (ВОС-)

ВЗ- (ВС-)

ИЗ- (ИС-)

НИЗ- (НИС-)

РАЗ- (РАС-)

РОЗ- (РОС-)

ЧЕРЕЗ- (ЧЕРЕС-)

ЧРЕЗ- (ЧРЕС-)

Беззаботный - бессовестный;

разгромить- расщедриться;

1. Под ударением пишется А, без ударения - О: рОзвальни - развалИться, рОспись - распИсывать

Исключение:

роз ыскнОй (от слова «рОзыск»)

ДО- : доплыть

НЕДО-: недосмотреть

ПО- : покрыть

ПРО- : прокусить

Помните!

приставка ПРА- пишется, если слово имеет значение:

1) «исконный, первоначальный, древний» пра язык,

2) «степень родства»: пра бабушка,

3) «имеющий отношение к предкам»: пра матерь.

Помните слова!

чересчур

исчезать

исчезновение

У- : укрыть

Иноязычные приставки ДЕЗ-, ДИЗ- пишутся перед гласными и перед Ъ: дез инфекция, диз ъюнкция

ПРА- : прадедушка

ВЫ - : вымыть

ПРЕД-: предустановка

ПЕРЕ-: переплыть

Иноязычная приставка ДИС- пишется перед согласными: дис баланс, дис функция

НА- : наиграть

ЗА- : забрать

НАИ-: наилучший

ОТ- (ОТО-): отбить, отойти

ОБ-(ОБО-): обхватить, обойти

В- (ВО-): въехать, войти

С - (СО-): сходить, сойти

НАД-(НАДО-): надломать, надорвать

ПОД- (ПОДО-): подстричь, подойти

К сведению!

Оглушаются перед глухими:

В-, НАД-, ПОД-, ОБ-, ПРЕД-

Озвончаются перед звонкими: С-, ОТ-

Иногда приставка С- стоит после приставки НЕ-: нес говорчивый

В словах ЗДРАВСТВУЙТЕ , ЗДЕСЬ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДЕШНИЙ, не видно НИ ЗГИ буква З не приставка

Правописание приставок, зависящих от их значения

ПРИ-

ПРЕ-

1) пространственная близость, смежность: прибрежный

2) прибавление, приближение, присоединение: пририсовать, приклеить, прилететь

3) неполноты действия: присесть, приоткрыть

4) доведение действия до конца, до определенного результата: приискать, приучить, прикончить

5) совершение действия в собственных интересах, усиленного проявления действия: принарядиться, приглядеться

6) сопутствующее действие: припевать, присвистывать

1) высшая степень действия, качества, превосходящего какую-либо меру (= ОЧЕНЬ, ВЕСЬМА): превеселый (= очень веселый)

2) ПРЕ-=ПЕРЕ: преграда (= перегородить)

К сведению!

Иногда сходство приставок ПРЕ- и ПЕРЕ- можно объяснить синонимичными словами:

ПРЕВОЗМОЧЬ - ПЕРЕСИЛИТЬ

Различайте!!!

придать значение

притворить дверь

приклонить ветку к земле

приступать к делу

прибывать куда-либо

приёмник (аппарат)

приходящий (кто приходит)

призирать (давать приют)

придел храма

притерпеться (привыкнуть)

привратник (сторож, стражник)

предать друга

претворить мечту в жизнь

преклониться перед кем-то

преступать закон

пребывать (находиться где-либо)

преемник (последователь)

преходящий (временный)

презирать (не уважать)

предел желаний

претерпеть лишения

превратный (изменяющийся)

Запомните!!!

Приватный, приватизация, привередничать, привередливый, приверженец, привидение, привилегия, пригожий, придирчивый, приличие, примадонна, примитивный, приоритет, присяга, прискорбие, прискорбный, притязание, прихотливый, беспристрастный, причина, без прикрас, приумножить, неприязнь, приурочить, прибаутка, присутствовать, прилежный, приятный, пригодный.

Преамбула, презент, президент, президиум, преимущество, прекословить, прелюдия, премьера, пренебрежение, пренебрежение, препарат, препирательство, препятствие, прерогатива, пресловутый, пресмыкаться, престиж, престол, претендент, претензия, прецедент.

2. Выполни тренировочные упражнения

Задание 1. Вставьте орфограммы и объясните (графически) правописание приставок.

Бе_ценный, бе_церемонный, бе_человечный, бе_форменный, бе_конечный, бе_численный, бе_вкусный, бе_толковый, бе_грамотный, бе_цельный, бе_дарный, бе_покойный, бе_шумно, бе_смысленно, бе_болезненно.

В_лететь, в_бешенный, в_дремнуть, в_тревоженный. Во_рождать, во_действовать, во_хождение, во_звание, мирово_зрение, во_любленный, во_парить, во_препятствовать.

И_гнание, и_полнение, и_бежать, и_пуганный, и_тратиться, и_черпать, и_жарить, и_царапать, и_держки, и_давна, и_подлобья. Ра_продал, ра_двоился, ра_чесал, ра_щедрился, ра_бьется, ра_пространит, ра_толок, ра_читал, ра_порол, ра_чертит, ра_крутит, ра_бег, р_звальни, р_спись. Чере_чур, чре_мерный.

Дача, _дание, _дельщина, _десь, _бежать, _давать, _бор, _бросить, _доровье, _держаться, _двинуть, _горяча, _дравница, _бить, _гинуть, не видно ни _ги, _дернуть, _гореть.

Пр_мчаться, пр_украсить, пр_терпевать, пр_мётывать, пр_лунный, пр_неприятный, пр_одолевать, пр_добрый, пр_скакать, пр_секать, пр_рывистый, пр_забавный, пр_клеивать, пр_смешной, пр_вязывать, пр_таскивать, пр_града, пр_ползать, пр_вёртывать, пр_голубить, пр_бывать (в неволе), пр_высить, пр_скверный, пр_станционный, пр_землиться, пр_порошить, пр_школьный, пр_ступник, пр_зидиум, пр_зирать, пр_смыкаться, пр_имущество, пр_бывать (на вокзал), пр_вилегия, пр_зирать (нищих).

Задание 2. Выполните тестовые задания

1. Из предложений 7-11 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - «приближение».

7)Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар. (8)Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. (9)«Теперь я буду катать тебя каждое воскресенье!» - сказал он тогда. (10)И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.

(11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе...

2. Из предложений 25-29 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости - звонкости звука, обозначенного следующей после приставки буквой.

25)Основание деревни относилось, конечно, к древней истории, но никаких древностей мне обнаружить не удалось.

(26)Ничего, к сожалению, не вышло и со средней историей. (27)Дед Савва, к которому я пристал с расспросами, отмахнулся:

- (28)Какая, к лешему, у нашей деревни история! (29)Бедовали в этой чащобе - вот и вся история.

Ответ: ___________________________

3. Из предложений 45-51 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - «неполнота действия».

45)Верочка понимает его состояние. (46)И ей не нравится, что Гоша разговаривает свысока. (47)Лицо у Верочки становится задумчивое. (48)Она склоняет голову набок, прищуривается. (49)Прежде, года три назад, с таким выражением Верочка кидалась драться (и дралась почище мальчишек). (50)Теперь она не дерётся. (51)Есть другие способы.

Ответ: ___________________________

3. Самоконтроль. Контрольный тест

1. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр_забавный, пр_тупился

бе_честный, бе_грамотный

бе_правный, ра_чёт

бе_пощадный, бе_жалостный

пр_следовать, пр_шить

Ответ: ___________________________

2. Определить ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр_стыдить, беспр_рывно

и_колесить, сни_хождение

ра_фасованный, ра_мытый

пр_вередливый, пр_града

и_далека, не_говорчивый

Ответ: ___________________________

3. Определить ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и_коверкать, бе_жизненный

пр_мудрый, пр_образовать

пр_брежный, пр_кратить

во_хождение, бе_рассудный

н_рекание, пр…гулка

Ответ: ___________________________

4. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра...буженный, бе…граничный

не...валенные, бе…дельник

пр...купить, пр…красный

под…зревать, н…писать

пр…кратить, пр_чудливый

Ответ: ___________________________