Диетические... Волосы Аксессуары

«Доступность образовательной среды в сфере дополнительного образования. Доступная образовательная среда: отвечая требованиям закона Доступность образовательной среды

В опросы внедрения инклюзивного образования активно обсуждаются на всех уровнях власти. Одной из острых проблем доступности образования является обеспечение лиц с ОВЗ по зрению электронно-образовательными ресурсами в формах, адаптированных к их состоянию здоровья. О своём опыте и достижениях в области развития адаптивных технологий рассказывает лидер рынка отечественных полнотекстовых электронных баз данных.

Наталья ИВАНОВА , директор компании «Ай Пи Эр Медиа» (ЭБС IPRbooks)

Актуальность проблемы

30 декабря 2017 г. введены новые ФГОС ВО 3++, согласно которым обучающиеся из числа инвалидов и лица с ОВЗ должны быть обеспечены печатными или электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

С 1 сентября 2018 г. к электронным библиотечным системам будут применяться положения нового национального стандарта ГОСТ Р 57723-2017. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Системы электронно-библиотечные. Общие положения, согласно которым ЭБС должна обеспечивать предоставление электронных образовательных ресурсов для лиц с ограниченными возможностями здоровья в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Таким образом, разработчики ЭБС должны учитывать все требования законодательства и новых ГОСТов и гарантировать пользователям доступность своих ресурсов лицам с ОВЗ, в том числе и инвалидам по зрению.

От идеи до реализации

Наша компания начала работу в этом направлении в 2010 г. одновременно с созданием ЭБС IPRbooks, когда вопросы инклюзивного образования ещё активно не обсуждались на высоком уровне. При разработке ПО для чтения книг в ЭБС мы задумались о том, что у пользователей системы могут существовать разного рода проблемы со зрением, поэтому было принято решение об адаптации ЭБС для них с самого начала.

Приобретение качественного программного продукта для чтения книг позволило максимально адаптировать приложение под поставленные задачи, в том числе обеспечить защиту текста и сохранение его качества.

Выбранное нами решение оказалось дорогостоящим, но оно того стоило: с одной стороны, все тексты в нашей ЭБС надёжно защищаются, с другой - увеличиваются в пределах до 300 % без потери качества изображения. Это позволяет людям с плохим зрением использовать все лицензионные издания ЭБС, а их более 55 тыс.

В 2016 г. компания «Ай Пи Эр Медиа» сделала ещё один шаг навстречу пользователям с плохим зрением и создала версию сайта ЭБС I P Rbooks для слабовидящих. Она разработана в полном соответствии с действующим ГОСТ 52872-2012. Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению, а также с международными стандартами, которые существуют в этой сфере. Мы самостоятельно обратились к специалистам, чтобы осуществить экспертизу нашей версии сайта для слабовидящих в целях контроля качества и подтверждения его соответствия потребностям людей с ОВЗ по зрению.

Исследование ресурса проводилось специалистами отдела информационных технологий НУ «Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых «Реакомп» (ИПРПП ВОС «Реакомп»), который был создан на базе главного центра компьютерных технологий ВОС и института повышения квалификации для организации многоплановой работы с инвалидами по зрению. В результате было выдано положительное экспертное заключение.

Создавая и развивая

Следующим этапом работы в этом направлении стало включение в базу ЭБС I P Rboоks обширной коллекции литературы в аудиоформате. Сейчас пользователям доступно более 2 тыс. звуковых книг разных жанров.

Кроме того, в настоящее время мы активно работаем над созданием специальной коллекции литературы для людей с проблемами зрения, обучающихся по доступным для них специальностям в вузах и колледжах. На основе электронных книг ведущих издательств, с их предварительного согласия, мы создаём аудиоиздания и проводим их специальную подготовку. Подготовлен каталог, включающий уже около 600 таких учебных и научных изданий. Он, в свою очередь, разделён на профильные коллекции, основанные на перечне профессий, рекомендованных для инвалидов по зрению Министерством труда и социальной защиты РФ. Каждая коллекция наполнена изданиями по дисциплинам, входящим в образовательный стандарт той или иной специальности. При этом в коллекциях содержатся книги не только по гуманитарным дисциплинам, но и по математике, геометрии, основам программирования. Эти предметы особо сложны для восприятия на слух и перевода их в аудиоверсию, но это существенная альтернатива книгам, напечатанным шрифтом Брайля, без которых, конечно, изучение таких предметов затруднительно.

Для работы с этой коллекцией нами была создана специализированная программа невизуального доступа к информации для мобильных устройств - I P Rbooks WV-Reader, полностью ориентированная на людей с ОВЗ по зрению и пользователей, испытывающих проблемы с восприятием текста. Об этом проекте хотелось бы рассказать подробнее.

Мобильная библиотека для всех

Мобильные сенсорные телефоны давно стали незаменимыми помощниками в повседневной жизни для слепых и слабовидящих. Мировые разработчики ПО специально для людей с ограничениями зрения внедряют в мобильные устройства голосовые сервисы и программы, делающие доступными многие внешние ресурсы. Однако доступ к лицензионному контенту и базам данных пока серьёзно ограничен в связи с тем, что владельцы контента используют разные способы его защиты.

Приложение I P Rbooks WV-Reader работает на базе ОС Android, и сейчас мы разрабатываем аналогичное решение для устройств с ОС iOS. Оно существенно отличается от мобильных приложений, ориентированных на пользователей с нормальным зрением.

Важными преимуществами ПО является то, что оно максимально полно интегрировано с сервисом для слепых и слабовидящих TalkBack, созданным компанией Google. Из важных функций ПО перечислю лишь некоторые: авторизация по QR-коду, ведь ввод пароля для людей с проблемами зрения - серьёзная проблема; распознавание голосовых команд и поиск-навигация по каталогу и содержанию книг и, конечно же, специальный контент. В ПО нет книг и функций, которые не могут использоваться людьми с ОВЗ по зрению.

Данное ПО мы также отправляли на экспертизу в НУ ИПРПП ВОС «Реакомп» на базе главного центра компьютерных технологий ВОС, и в результате было получено экспертное заключение, которое позволяет говорить о возможности его использования людьми с ОВЗ по зрению. Кроме этого, экспертами было установлено, что ПО соответствует стандартам мобильных приложений для смартфонов, разработанным некоммерческой организацией «Российская система качества».

В сентябре 2017 г. мобильное приложение WV-Reader IPRbooks завоевало первое место в конкурсе профессионального мастерства «Ревизор-2017» в номинации «Инновационные сервисы и технологии».

Нормы и стандартизация услуг для людей с ОВЗ

Разрабатывая продукты, компания «Ай Пи Эр Медиа» всегда ориентируется, во-первых, на принятые требования и нормы, включая международные и национальные стандарты, законодательство, регулирующее данную сферу, а во-вторых, на ИТ-достижения лидирующих мировых компаний. Мы всегда стремимся получить объективную внешнюю оценку своих продуктов и услуг, проводя добровольную сертификацию и экспертизу. Это без лишних слов и формальных обещаний гарантирует их качество. Кроме того, такая работа позволяет выявить проблемные места, улучшить качество продуктов и привести их в соответствие с требованиями.

Напомню, что мы первая и практически единственная компания, которая успешно прошла сертификацию ЭБС, в том числе на соответствие ранее действующему приказу № 1953 Минобрнауки России, регламентировавшему количественные и качественные характеристики ЭБС.

С технологиями и программами для лиц с ОВЗ по зрению всё гораздо серьёзнее: разработчики не имеют права лишь формально обеспечивать требования к доступности электронно-образовательных ресурсов для таких пользователей. Совершенно согласна с высказыванием, что именно разработчики электронных образовательных ресурсов должны учитывать все требования законодательства и гарантировать учебным заведениями и их пользователям доступность своих ресурсов лицам с ОВЗ, в том числе и инвалидам по зрению.

Отсутствие национальных стандартов для подобных программ может привести к созданию некачественных продуктов. По мнению сотрудников компании, стандарт должен появиться и к его разработке необходимо привлекать представителей Всероссийского общества слепых и тех незрячих специалистов, которые трудятся в сфере ИТ.

На Международной конференции «ИТ-Стандарт 2017», проходившей в Москве 5 декабря 2017 г. на базе Московского технологического университета, руководители специализированных технических комитетов, работающих в области ИТ-стандартизации, обсудили данные вопросы и пути их решения. Со своей стороны, компания готова к участию в разработке стандартов и привлечению всех заинтересованных сторон.

12 декабря 2017 г. «Ай Пи Эр Медиа» провела в Москве проблемно ориентированный семинар «Адаптивные технологии в библиотеках для использования изданий лицами с ОВЗ по зрению и другими нозологиями. Проблемы и современные пути решения», где представители Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых и специалисты вузов и библиотек также обсудили необходимость дальнейшей работы в этом направлении.

Кроме того, в семинаре приняла участие Первый заместитель председателя Комитета по международным делам Государственной Думы Светлана Журова, обсудившая ратификацию Россией Марракешского договора.

Таким образом, в компании продолжается работа по созданию доступной среды в цифровых образовательных ресурсах, и мы готовы делиться опытом и оказывать помощь в этом направлении всем заинтересованным.

Записал Сергей Спиридонов

Создание образовательной среды,

обеспечивающей доступность и качественность образования

в соответствии с ФГОС

Образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности

по заданному образцу, а также возможностей ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. То есть в широком смысле образовательная среда – все, что окружает учащегося в школе, в узком, учитывая, что урок является основной формой организации учебного процесса, образовательная среда –все то, с кем и с чем взаимодействует ученик на уроке в процессе обучения.

Главными компонентами такого взаимодействия на уроке являются:

пространственно-предметный;

социальный;

психо-дидактический.

В соответствии с новым ФГОС основные компоненты образовательной среды существенно изменились по сравнению с традиционной системой образования.

Во-первых, при организации пространственно-предметного компонента большое внимание уделяется обеспеченности ОУ учебниками в соответствии с ФГОС, а также обеспеченности контролируемого доступа участников образовательного процесса к сети Интернет, новыми техническими средствами, в частности, проекторами, интерактивными досками.

Больше всего ребят привлекает свое собственное участие в уроке с использованием ИД, поэтому целесообразно ее использование на уроке.

Во-вторых, при организации социального компонента образовательной среды

происходит принятие и поддержка каждого субъекта вне зависимости от его специфических личностных особенностей, не допускаются какие-либо формы дискриминации личности по какому бы то ни было критерию и т. д. Только в такой среде возможно формирование Я-концепции. Как показывает практика, при традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, подчас гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, так как он умеет приспособиться к действительности, выбрать нестандартное решение, поэтому среди них гораздо меньше неустроенных и несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.

В соответствии с ФГОС при организации социального компонента речь идет о формировании личностных и коммуникативных универсальных учебных действиях (УУД).


Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В блок личностных действий входят действия личного и профессионального самоопределения (формирование Я-концепции), действия смыслообразования (установление связи между результатом по овладения ИЯ и ее мотивом), действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей (оценка того, что ученик слышит и читает на ИЯ, и того что он говорит и пишет сам).

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные и коммуникативные УУД призваны помочь ученику найти свое место в этом мире. В новых УМК даны упражнения на развитие личностных и коммуникативных УУД. Приведем примеры из учебника для «Enjoy English»:

Большое внимание уделяется на уроке парным, групповым и индивидуальным формам работы.

Коммуникативные действия

Виды действий

Задания и упражнения

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Упр. 6, стр. 18. а) Ответь на вопросы анкеты о том, что любит твой друг.

b) Узнай у друга, правильно ли ты ответил.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Упр.. 1, 2, стр. 31 (Проект). Ученики лесной школы хотят хорошо учиться. Для этого нужно не только быть внимательным и прилежным на уроках, но и правильно питаться. Составь и запиши в рабочей тетради меню школьных завтраков для одного из учеников лесной школы. Нарисуй его портрет.

Предложи двум своим одноклассникам выполнить это задание вместе.

Постановка вопросов

Упр. 6, стр. 104. Расспроси одноклассника, что он делает в разное время каждый день.

Управление поведением партнера

Упр. 2, стр. 33. Прочитай диалог из упражнения 1 по ролям с одноклассником.

Проверить и оценить работу соседа.

Умение выражать

свои мысли в соответствии

с задачами и условиями коммуникации

Упр. 5, стр. 33. Загадай название животного. Опиши его так, как это сделано в упражнении 4. Пусть твои одноклассники догадаются и назовут это животное.

В-третьих, психо-дидактический компонент. В соответствии с ФГОС, ученик сегодня должен не столько получить знания, как в традиционной системе обучения, сколько научиться их добывать. В соответствии с ФГОС речь идет о формировании познавательных и регулятивных УУД. Остановимся подробнее на особенностях организации современного урока.


Тема и цели урока объявляются самими учащимися. Самостоятельно планируют способы достижения цели и задач и осуществляют поиск по плану. Осуществляют контроль, самоконтроль, выявляют затруднения и корректируют их. Дают оценку деятельности. Осуществляют рефлексию. Могут выбирать домашнее задание.

Психо-дидактических компонент применение ииновационных методов обучения иностранным языкам:


Обучение в сотрудничестве – работа в группах. Метод проектов, позволяющий проявить самостоятельность. Технология портфолио, тренирующая навыки самооценки.

Таким образом, в новых условиях процесс обучения направлен на индивидуализацию и активную позицию самого учащегося. Учитель лишь координирует и направляет его действия, способствует повышению мотивации, комфортной обстановки на уроке. Какие бы им не применялись на данном пути, необходимо не забывать о таких постоянно востребованных качествах учителя, как понимание, внимание к личности каждого ребенка для создания условий его успешности.

В ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» созданы условия для получения образования студентами с ограниченными возможностями здоровья и студентами-инвалидами. Присутствует доступная среда для обеспечения возможности беспрепятственного доступа студентов и сотрудников с ограниченными возможностями здоровья в учебные корпуса ПГГПУ.

Студенты-инвалиды и студенты с ограниченными возможностями здоровья, как и все остальные студенты, могут обучаться в установленные сроки. При необходимости, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретных обучающихся, разрабатываются индивидуальные учебные планы. По дисциплинам учебных планов образовательных программ разработаны УМК, включающие методические рекомендации по самостоятельному освоению курсов. Прохождение практики студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья организуется в соответствии с программой реабилитации и на основе индивидуального плана практики. Имеются партнеры вуза, обеспечивающие прохождении практики студентами-инвалидами или лицами с ОВЗ.

Для освоения дисциплины «Физическая культура» «ПГГПУ» устанавливает особый порядок. Студентам-инвалидам предлагаются задания и специальный комплекс упражнений для самостоятельного физического совершенствования. Для студентов с ограниченными возможностями здоровья проводятся занятия с доступной физической нагрузкой, учитывающей особенности каждого студента.

В университете созданы такие лаборатории и центры как "Лаборатория психофизического развития ребенка ", "Центр патологии речи ", "Научно-практический центр "Академия здоровья" , которые осуществляют свою деятельность в соответствии с приоритетами образовательной политики в РФ и Пермского края.

В университете разработаны локальные нормативные документы, которые регламентируют процедуру текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, в том числе для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Совместно с руководителями структурных подразделений проведена экспертиза учебных корпусов и общежитий ПГГПУ на соответствие доступности маломобильным группам населения. Составлен перечень дооборудования помещений с целью предоставления максимальной мобильности студентам и преподавателям с ограниченными возможностями здоровья. Для обеспечения доступности объектов и услуг вуза для студентов-инвалидов и маломобильных групп населения в учебных корпусах «ПГГПУ» имеются пандусы, перила и удобные съезды.

Также в вузе имеется электронная библиотека ПГГПУ, которая позволяет в режиме удаленного доступа пользоваться всеми полнотекстовыми ресурсами. ЭБ ПГГПУ включает электронные версии документов созданных сотрудниками структурных подразделений ПГГПУ в процессе научно-исследовательской деятельности, а также работниками сторонних организаций, которые опубликовали свои материалы в издательстве ПГГПУ и передали университету право на их размещение в открытом доступе, а также сторонних сотрудников, согласных разместить свои издания и материалы на сайте ПГГПУ. ЭБ включает электронные документы авторов/правообладателей и оригинал-макеты из РИО ПГГПУ и других издательств, если преподаватель ПГГПУ опубликовал там работу.

Обучающийся с ОВЗ и инвалидностью имеет доступ к Коллекции материалов по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ ЭБ МГППУ , в рамках соглашения о взаимодействии ПГГПУ и МГППУ.

Контент библиотеки включает также электронные документы, переданные из ЭБ Челябинского и Башкирского госпедуниверситетов в соответствии с Договором о сотрудничестве вузов. Большинство ООП реализуются с использованием системы электронной поддержки образовательных курсов, которая обеспечивает онлайн поддержку образования.

В ПГГПУ создан сервис,который обеспечивает онлайн трансляцию занятий и мероприятий университета и создание видеозаписей открытых дистанционных лекций.


п/п

Наименование показателя

Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении

Информация о наличии в помещениях, зданиях инфраструктуры, обеспечивающей условия для пребывания лиц с ограниченными возможностями

Общее число учебных корпусов в ВУЗе

Из них число корпусов в ВУЗе, в которых создана безбарьерная среда для обучающихся:

4 учебных корпуса

с нарушениями зрения

Присутствует частично

с нарушениями слуха

Присутствует частично

Присутствует частично

Наличие приспособленной входной группы здания для ЛОВЗ (пандусы и другие устройства и приспособления)

Имеется вход с минимальным перепадом высот; а также вход, оборудованный пандусом

Наличие возможностей перемещения ЛОВЗ внутри здания (приспособление коридоров, лестниц, лифтов и т.д.)

На первом этаже главного корпуса, без перепада высот от уровня входа находится фундаментальная библиотека, в остальных корпусах - учебные аудитории, методические кабинеты и компьютерные классы

Наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений для ЛОВЗ (перила, поручни, специализированное сантехническое оборудование и т.д.)

Присутствует частично

Оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией и др.

Учебные корпуса университета оснащены противопожарной звуковой сигнализацией, информационными табло

Функционирование на сайте вуза раздела с версией для слабовидящих

Присутствует

Доступность библиотечного фонда для обучающихся:

с нарушениями зрения

Присутствует частично

с нарушениями слуха

Присутствует частично

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Присутствует частично

Обеспеченность деятельности по обучению студентов с ОВЗ и инвалидностью нормативно-правовой документацией

Наличие на сайте вуза специального раздела для лиц с ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

Наличие нормативно-правового локального акта, регламентирующего работу с инвалидами и лицами с ОВЗ

Наличие на сайте информации об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Присутствует

Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Раздел. Абитуриенту. Подраздел. Порядок приема инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья -

Обеспеченность процесса обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью в вузе кадрами

Наличие отдела (структурного подразделения) по сопровождению студентов с ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

Ответственный за организацию сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью в вузе

Присутствует

Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Подразделы. Комплексное сопровождение обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью - Комиссия по инклюзивному образованию

Наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Присутствует

Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Подразделы. Комплексное сопровождение обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью - Комиссия по инклюзивному образованию

В штате университета состоят педагогические работники профильных кафедр (кафедра специальной педагогики и психологии , кафедра логопедии , кафедра социальной педагогики , кафедра адаптивной и лечебной физической культуры) со специальным дефектологическим образованием, имеющие опыт работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью:

педагог-психолог

социальный педагог

специалист по техническим и программным средствам

профориентолог

сурдопедагог

переводчик русского жестового языка (переводчик-дактилолог)

тифлопедагог

ассистент-помощник

Наличие в штате организации ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь

Присутствует

Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Подразделы. Комплексное сопровождение обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью - Комиссия по инклюзивному образованию

Общее число ППС прошедших повышение квалификации по вопросам работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в течении 3-х лет

Тематика курсов повышения квалификации/ программ переподготовки:

Доступная образовательная среда в ВУЗе. Психолого-педагогические условия сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва);

Инклюзивное обучение лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования (ФГБОУ ВПО Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь);

- «Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» (ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», Москва);

Индивидуализация и тьюторское сопровождение в образовании (ГАУ ДПО Иркутской области "Региональный центр мониторинга и развития профессионального образования", Пермь);

Клиническая психология (ГБОУ ВПО «ПГМУ им. Академика Е.А. Вагнера», Пермь);

Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития: альтернативная коммуникация (ЧОУ ДПО «Социальная школа Каритас», Санкт-Петербург);

Организация инклюзивного образования детей-инвалидов в образовательных организациях (ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет, Москва);

Проектирование и реализация основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» («Учитель-дефектолог») (ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), Москва);

Современные технологии управления волонтерской деятельностью и развитие профессионального мастерства руководителей волонтерских центров движения «Абилимпикс» (ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва);

Современные представления о слепоглухоте: социальные, психологические педагогические аспекты (ИКП РАО, Москва)

Профориентация в системе инклюзивного высшего образования

Наличие программы трудового и профессионального ориентирования абитуриентов и студентов из числа лиц ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Подраздел. Профориентация в системе инклюзивного образования

Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью

Наличие в адаптированной образовательной программе элементов, учитывающих форму нозологии:

наличие адаптационных модулей

Присутствует

выбор методов обучения, доступных для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с нозологией

Присутствует

включение индивидуальных учебных планов и графиков для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

наличие адаптированной программы практики

Присутствует

наличие адаптированной программы промежуточной и итоговой аттестации

Присутствует

Адаптированная образовательная программа обеспечена учебниками и учебно-методическими пособиями, в т.ч. библиотечными ресурсами

Присутствует

Система обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в организации

инклюзивная в общих группах

Присутствует

специальная в специализированных группах

Присутствует частично (для занятий по физической культуре)

смешанная (частично в общих группах, частично в специальных)

Присутствует

по индивидуальному учебному плану

Присутствует

с применением дистанционных технологий

Присутствует

Техническое обеспечение образования лиц с ОВЗ и инвалидностью

Использование мультимедийных средств, наличие оргтехники, слайд-проекторов, электронной доски с технологией лазерного сканирования и др.

Имеются мультимедийные средства, оргтехника, слайд-проекторы с экранами, интерактивные доски

Обеспечение возможности дистанционного обучения (электронные УМК для дистанционного обучения, учебники на электронных носителях и др.)

Имеются электронные УМК, учебники на электронных носителях, видеолекции, организована онлайн трансляция учебного процесса в ресурсных центрах и мультимедийных аудиториях

Специальное автоматизированное рабочее место (сканирующее устройство, персональный компьютер)

Имеются рабочие места, оборудованные персональными документ-камерами и пр.

Обеспечение возможности дистанционного обучения

Система электронной поддержки образовательных курсов -

Наличие компьютерной техники и специального программного обеспечения, адаптированных для инвалидов

Присутствует частично

Наличие адаптированного для инвалидов и лиц с ОВЗ производственного оборудования

Не предусмотрено

Комплектование библиотек специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов ("говорящими книгами" на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения)

Присутствует частично

Наличие иного адаптированного для инвалидов и лиц с ОВЗ оборудования

Присутствует частично

Качество организации процесса обучения и сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ

Возможность получения студентами с ОВЗ и инвалидностью:

психолого-педагогического сопровождения

Присутствует

медицинского сопровождения

Отсутствует

тьюторинга

Присутствует

социально-реабилитационного сопровождения

Присутствует

Наличие соглашений (договоров) о взаимодействии с региональными учебно-методическими центрами по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

Возможность получения студентами с ОВЗ и инвалидностью дополнительной финансовой поддержки (специальные стипендии, гранты и т.п.)

Присутствует

Наличие действующего волонтерского движения по работе со студентами с ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

Наличие в вузе досуговых, спортивных и культурно-массовых мероприятий, проводимых с участием студентов с ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

Трудоустройство выпускников с ОВЗ и инвалидностью

Наличие отдела по трудоустройству студентов с ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

Раздел. Подразделения. Подразделы. Учебно-методическое управление - Отдел практики, трудоустройства и профессионального сопровождения

Наличие программы содействия трудоустройству выпускникв с ОВЗ и инвалидностью

Присутствуют.

Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Подраздел. Трудоустройство выпускников с ОВЗ и инвалидностью.

Обеспеченность постдипломного сопровождения

Наличие программы постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью, завершивших обучение по программам ВО

Присутствуют.

Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Подраздел. Постдипломное сопровождение.

Тема педсовета: Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность и качество образования в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами .

Дата проведения: 09.02.15 Время проведения: 13:00

Место проведения : кабинет № 218

Цель: Ориентация школы на новую образовательную модель.

Задачи:

1. Выявить сущностные характеристики нового качества образования и особенности его достижения в условиях школы.

2. Выявить уровень готовности всех субъектов образовательного процесса к достижению нового качества образования.

3. Наметить пути достижения нового качества образования в соответствии с особенностями и традициями учебно-воспитательного процесса в школе.

Участникам педагогического совета сидят группами.

По месту и роли в учебно-воспитательном процессе: стратегический (педагогический совет проводится для выработки линии поведения коллектива, системы общих взглядов на деятельность школы. Результат работы – перспективная программа действий, рассчитанная на несколько лет.

Повестка

1. Особенности и традиции учебно-воспитательного процесса в школе

2. Сущностные характеристики нового качества образования

(выступления зам. директоров по УВР)

    Доступность и качество образования в нач.школе в свете ФГОС. (Крылова Н.В).

    Обучение основам научно-исследовательской деятельности учащихся школы.

    Исследовательская деятельность на уроках.

    Взгляд всех участников образовательного процесса (педагогов, администрации, учащихся, родителей) на цели - результат современного образования и пути достижения этого результата в современных условиях.

Подготовка к педсовету

    Заместители директора посещают уроки (цель: оценка качества образовательного процесса на учебном занятии, изучение опыта сцелью последующего обобщения), организуют работу по подготовке видеоматериалов к педсовету.

    Посешение уроков с целью оценки качества образовательного процесса на учебном занятии, изучения опыта для последующего обобщения

    В рамках подготовки к педсовету проводилось анкетирование:Все участники образовательного процесса отвечают на вопрос: «Что Вы понимаете под качеством образования сегодня?»

    учащихся старших классов: 9 «А», 10 «А», 11 «А» классов

    родителей учащихся школы

    педагогов школы

    Подготовка видеоматериалов к педсовету

    За работу съемочной группы отвечает Лебедева О.В.

    За работу мультимедийной аппаратуры отвечает Мишукова Е.В.

    На заседаниях МО проводятся «философские столы». Итоги обсуждения анкеты методическими объединениями используются при подготовке выступлений педагогов.

Ход педсовета

    Фроленкова СС. Особенности и традиции учебно-воспитательного процесса в школе

Основное требование времени: через образование и науку – к развитию общества, расширению демократических традиций, создание механизма устойчивого развития образования. Образование должно быть доступно всем, кто хочет и способен его получать, не зависимо от доходов, места жительства, национальной принадлежности. Доступное образование – это важнейшее гуманистическое требование, необходимый элемент социального государства и условия движения страны к обществу знаний. Обеспечивая равные условия для обучения, равные стартовые возможности детей из разных социальных групп и слоёв населения в рамках предшкольного образования школа предлагает пятимесячные курсы для будущих первоклассников. Реализуется программа дошкольной подготовки «Ростки». Для обеспечения доступности образования в начальной школе работает группа продленного дня.. В практической работе школы реализуются идеи, обеспечивающие: вариативность и свободу выбора в учебном процессе; условия для овладения каждым учащимся максимально возможным уровнем обученности и развития в соответствии с его потребностями и возможностями; развитие компетентности учащихся посредством использования в образовательном процессе лицея современных педагогических технологий и различных форм. Базисный учебный план разработан с учетом необходимости выполнения государственного стандарта, образовательного социального заказа и запросов родителей. Тематические планирования составляются с учетом индивидуальных особенностей классных коллективов, педагоги используют современные педагогические технологии. Для более углубленного и расширенного изучения предметов проводятся факультативные занятия. На первой ступени обучения реализуются государственные программы по УМК «РИТМ», «Дидактическая система Л.В.Занкова». В 1-4, 10-11 классах введены дополнительные часы физической культуры, в 4-х классах курс ОРКСЭ. Для осуществления предпрофильной подготовки в 8-9 классах проводятся занятия по курсу «Моя профессиональная карьера». Учебный план третьей ступени обучения включает в себя: базовый компонент, обязательный для всех профилей обучения и факультативные курсы. Образовательный процесс организован на современном уровне. 100% учителей прошли обучение работе на персональном компьютере и переподготовку с целью использования компьютерных технологий на уроках. В перспективе стоит задача дальнейшего обучения учителей работе с компьютерным оборудованием с использованием Интернета. В нашей школе большинство учителей систематически используют в своей работе современные педагогические технологии, при этом учитывая возрастные особенности детей; преемственность методик и технологий; учебно-методическую базу школы. Педагогический коллектив школы – один из самых опытных в системе образования Советского района. В целом работа педагогического коллектива отмечается высокой результативностью и стабильностью. Достаточно высокий кадровый потенциал, стремление учителей к повышению профессионального уровня и педагогическому поиску создают необходимые условия для развития и движения вперед. Мониторинг образовательного процесса по таким показателям как: доступность, учебные возможности учащихся (обучаемость, работоспособность), здоровье учащихся, отношение к школе показывает положительную динамику. По результатам образовательной деятельности школа создает все необходимые условия для обеспечения возможностей получения качественного, доступного образования детям. МБОУ СОШ № 122 является одной из лучших, стабильно работающих образовательных учреждений района.

    Тихонова Г.Л.

Каждому педагогу хочется работать качественно, каждый родитель мечтает о качественном образовании для своего ребёнка.

А что такое «качество образования» сегодня?

Качество образования понимается как

Важнейший показатель успеха школы,

Важнейшая системообразующая задача и направление дея тельности внутришкольного управления;

Совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчи ков на образование.

Качество об разования - соотношение цели и результата, меры достижения целей, притом, что цели (результаты) спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика.

Из логики определения вытекает: результат образования определяется его целями.

Цель образования, структура, технологии зависят от главных особенностей начавшегося столетия. Каковы же эти особенности XXI века?

Человечество подошло сейчас к небывалой ступени своего раз вития - в наше время все земные про блемы стали глобальными и жизнью человечества больше всего правят глобальные, планетарные противоречия.

По данным про гнозов в начале века должны были углубляться и расширяться кризисные явления - и, прежде всего, всеобъемлющий энергетический кризис , .)

Вторым кризисным явлением будет угрожающе быстрое развитие экологического кризиса во всех и особенно индустриально развитых странах, обострение проблемы водных ресурсов и особенно питьевой воды.

Третий кризис - глобальное изменение климата , усиление действия стрессовых факторов среды на человека.

Четвертый кризис связан с увеличением минимум в 2 раза численности населения на земном шаре.

И превращение человека-созидателя в человека-потребителя -

это новая глобальная угроза для человечества, и она опасна для молодых поколений, которые растут пленниками потребленческого культа.

Угрозу представляет и положение ученика в школе и ребенка в семье - положение одиночки. Успех соседа - не часть моего успе ха, моя неудача - не часть его неудачи - на таком отгораживании основано положение ученика в школе. Чтобы быть хорошим учеником, совсем не надо быть хорошим человеком . Где искать выход? Выходы из глобальных кризисов могут быть только глобальными. Только поняв и осмыслив, как нынешние локальные проблемы завязаны в планетарные узлы, мы сможем развязать их.

Каким образом это можно сделать?

Наверное, только улучшением человеческой природы. Уместны в этой связи слова Эриха Фромма: «Чтобы изменить общество, нужно воспитать другого человека. Чтобы воспитать другого человека, нужно изменить общество».

Противоречие между ростом информации и способностью человека усвоить ее .

Темпы развития информационных технологий, объем новой инфориации, буквально обрушивающийся на современного человека, настолько велики, темп жизни настолько ускоряется с каждым годом, что охватить и усвоить все новое, что открывается в различных областях человеческих знаний, становится просто невозможно, если мы при этом хотим сохранить умственное и нравственное здоровье. Практика свидетельствует: перегруженность учебных программ, включение в них все новых и новых предметов приводит к тому, что молодые люди не в состоянии без ущерба для физического и психического здоровья усвоить их на требуемом уровне. В связи с этим возникает острая необходимость определить приоритеты образовании, разработать новые стратегии образования человека.

Отсюда главную задачу образования можно сформулировать так: максимально обеспечить развитие в каждом человеке его генетически заложенных способностей (возможностей), развивать у людей рациональное критическое мышление, вооружить их точными знаниями современной науки, техники и технологии, ко торые бы позволили добиваться максимального эффекта от их ис пользования в условиях изменяющейся природной ситуации.

Для выполнения этой грандиозной задачи воспитание должно быть нацелено на самовоспитание высокой гражданской позиции, высоких нравственных качеств, на содействие формированию у людей устойчивого естественнонаучного взгляда на природу и общест во, на свое место в жизни, свою роль в обществе и государстве.

Каковы же цели современного образования?

Чаще всего большинство выпускников школ не владеют самыми главным умением - умением жить в современном мире, ориентироваться в любой жизненной ситуации.

Руководитель крупного промышленного холдинга, одни из потенциальных заказчиков системы общего среднего, так и высшего профессионального образования, в одном из своих выступлений говорил: «Многие молодые люди покидают школу, не имея ни малейшего представления о тех компетенциях, которые им будут крайне нужны в профессиональной жизни: способность работать в группе; командный дух и вкус риска; чувство ответственности и личная дисциплина; чувство инициативы, любознательности, творчества, дух профессионализма, стремление к совершенству, чувство соревновательности; чувство служения общему делу, патриотизм. Эти качества составляют основу духа предприятия».

Что же происходит? Почему, проведя 10-11 лет в школе, выпускник не овладевает самым главным умением? Чтобы понять это и самое главное, осмыслить, каким образом помочь ребенку овладеть этим умением, необходимо определить, что нужно молодому человеку в современном мире.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявите таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.

Наиболее перспективной в развитии образования являете кон цепция образования на протяжении всей жизни человека. Сущно стными характеристиками этой концепции являются:

· гибкость;

· разнообразие;

· доступность во времени и пространстве.

К реализации концепции образования на протяжении всей жиз ни школа должна готовить учащихся уже сейчас. С этой целью не обходимо развивать образовательный процесс, опираясь на следующие основания:

· научиться познавать;

· научиться делать;

· научиться жить вместе;

· научиться жить в ладу с самим собою.

Собственно говоря, эти основы и являются целями современного образования: помочь учащимся научиться познавать, научиться жить вместе, научиться работать, научиться жить в ладу с самим собою.

Основой современных образователь ных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:

Информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

Коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

Самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

Самообразование (готовность конструиро вать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

В нашей школе тоже происходят изменения, направленные на вооружение учащихся навыками и умениями, необходимыми для жизни в XXI веке. О наиболее значимых расскажут учителя нашей школы.

Слово предоставляется председателю методобъединения учителей начальных классов Крыловой Н.В.. Тема ее выступления «----------------».

О приобщении учащихся к навыкам научно-исследовательской деятельности расскажет председатель м\о учителей естественного цикла Филиппова Т.В.

Смирнова М.П.прокомментирует свой урок в 5 классе.

Константинова И.В. прокомментирует свой урок в 1 классе.

Оценка качества: (РАБОТА В ГРУППАХ)

(Выступления учителей сопровождаются показами слайдов).

Зам. директора предлагает всем участникам выразить свой взгляд на цели и результат современного образования. Каждая из групп готовит заранее выступление в свободной форме по вопросам:

Председатели М\О анализируют анкеты педагогов.

Заместитель директора по УВР зачитывает результаты анкетирования родителей, учащихся(слайды).

1. Наша задача сегодня - выявить сущностную характеристику нового качества образования.

Если раньше родители ждали от школы, прежде всего, знаний, а учитель был непререкаемым авторитетом, то сегодня мы, родители, смотрим на школу несколько иначе. Родители хотят , чтобы школа стала вторым домом для наших детей, поэтому фундаментом основания этого дома должны быть:

· Любовь и уважение к нашим детям.

· Открытость в общении с нами и нашими детьми.

· Высокий профессионализм учителя.

· Хотелось бы видеть учителя нравственным человеком, потому что мы на него хотим равняться: он воспитывает не только ребенка, но порой и нас, родителей.

2. Какова же цель образования?
Назначение образования сегодня родители видят:

· в передаче детям глубоких знаний, которые обеспечат им по ступление в вуз или дадут возможность реализовать себя, в том числе и в рабочей специальности;

· в сформированности у ребенка представлений об общих культурных ценностях, привитии навыков коммуникативной куль туры (не в каждой семье учат ребенка строить отношения в коллек тиве).

3. Каковы пути достижения поставленных целей?
Необходимо:

· а) заинтересовать ребенка через кружки, классные часы, совместные поездки с родителями в театр, на природу, через организацию интересных встреч;

· б) расширить сферы общения, например, организовать в холле почтовый ящик, куда можно будет класть письма от учеников, учи телей, родителей;

· в) создать условия, при которых ученик может выбрать себе учителя, у которого бы хотел обучаться;

· г) дать возможность ученику 10-11 классов выбрать уровень сложности изучаемого предмета;

· д) нормировать домашнее задание, продумывать расписание так, чтобы портфель весил не больше самого ребенка.

4. Возможные проблемы при достижении нового качества обра зования.

· Могут возникнуть конфликты между учителем и учениками, а также между самими учителями.

· Неспособность школы удовлетворить запросы всех учащихся в выборе конкретного учителя.

· Может снизиться общий уровень знаний учащихся при выборе профиля обучения.

· Низкая техническая оснащенность уроков.

· В некоторых случаях недостаточный профессионализм учителя.

Таким образом, «фундаментом» основания школы, по мнению родителей, должны стать:

· любовь и уважение к детям;

· высокий профессионализм нравственного учителя;
«Стенами» этого дома (пути достижения целей образования) должны быть:

· совместная заинтересованная деятельность участников образовательного процесса;

· создание условий для реализации учащегося в зоне его ближайшего развития.

«Крышей» дома являются цели образования:

· передача знаний, для того чтобы можно было поступить в вуз;

· формирование и развитие коммуникативных способностей выпускника сегодняшней школы;

Фроленкова СС представляет результаты анкетирования учащихся по обозначенной теме и на их основе «выводит формулу» гармоничного, коммуникабельного, адаптированного к окружающему миру, интеллектуального, разносторонне развитого, здорового, физически выносливого выпускника.

Крылова НВ. Проводит рефлексию по итогам работы педсовета.

«Современный урок – это…..)

Проект решения.

Констатирующая часть:

Заслушав всех участников образовательного процесса, проана лизировав достижения, запросы и проблемы, о которых говорили участники педсовета, определить формирование нового качества образования как стратегическую цель школы.

На основании запросов и представлений всех участников образовательного процесса новое качество образования рассматривать как совокупность следующих показателей:

· степень развитости личности;

· уровень воспитанности личности;

· качество обученности школьников;

· отрицательные эффекты и последствия образования.

Постановляющая часть:

    С целью эффективного управления качеством образования создать новую модель управления школой.

Для этого:

Методическому совету обеспечить стратегию организации мониторинговой деятельности;

Рук. МО обеспечить педагогов методическими средствами и вовлекать их в исследовательскую деятельность;

Педагогу-психологу, медицинскому работнику, преподавателям ОБЖ и физкультуры, учителям-предметникам активизировать работу по выполнению программы «Здоровье» для создания условий сохранения здоровья детей, проведения мониторинга здоровья, отслеживания отрицательных эффектов образовательного пространства;

Заместителям директора, педагогу-психологуразработать систему мониторинга с целью непрерывного наблюдения за ходом учебно-воспитательного процесса

2. Сформировать трансформер методик, позволяющих отслеживать уровень достижения параметров, входящих в понятие «новое качество образования». (Отв. зам. директора)

3. Изучить существующие системы оценивания, создать усло вия для перехода на новые, эффективные формы контроля и оцени вания уровня знаний учащихся (рук. МО, зам. директора).

Оценка качества образовательного процесса на учебном занятии

Характеристика качества образовательного процесса на учебном занятии

Показатели

Цели учебного занятия определены совместно с учащимися

Организованы действия всех учащихся по принятию целей учебного занятия

Соответствие содержания учебного материала образовательным целям учебного занятия

Методы и педагогические техники обеспечили:

Мотивацию деятельности учащихся;

Сотрудничество учителя и учащихся;

Систематическую положительную и отрицательную обратную связь

Формы учебно-познавательной деятельности учащихся обеспечили:

Сотрудничество учащихся;

Включение каждого ученика в активную деятельность по достижению образовательных целей

Соответствие методов обучения и педагогических техник:

Содержанию учебного материала;

Образовательным целям учебного занятия

Формы организации учебно-познавательной деятельности отобраны в соответствии:

С методами обучения;

С содержанием учебного материала;

С образовательными целями учебного занятия

Уровень достижения:

Образовательных целей учебного занятия;

Целей, ориентированных на раскрытие потенциала
ученика, его реализацию и развитие

Оценка качества образовательного процесса на учебном занятии производится следующим образом:

Реализовано полностью - 2 балла;

Реализовано частично- 1 балл;

Не реализовано - 0 баллов.

Далее осуществляется вычисление коэффициента качества образовательного процесса на учебном занятии. Например, качество К = 17/30, 17 - сумма баллов, выставленных экспертом; 30 - максимально возможная сумма баллов.

Если К = 0,85 и отсутствует оценка - 0 баллов, то учебное занятие считается отличным; если К от 0,65 до 0,84 - учебное занятие хорошее, если К от 0,45 до 0,64 - учебное занятие проведено на удовлетворительном уровне.

Уважаемые коллеги!

вета «Новое качество образования: запросы, оценки, пути достиже ния», ответив на следующие вопросы.

1. Что Вы понимаете под результатом образования в своей ра боте?

2. Что Вы понимаете под качеством образования в своей работе?

3. В какой образовательной парадигме Вы осуществляете свою педагогическую деятельность и почему?

4. Что Вы понимаете под «новым качеством образования»?

5. Каковы, по Вашему мнению, основные критерии нового ка чества образования?

6. Считаете ли Вы реальным достижение нового качества образования?

Спасибо за сотрудничество!

Уважаемые родители!

В школе состоится педсовет на тему «Новое качество образования: запросы, оценки, пути достижения».

Учителя и администрация школы целенаправленно работают над повышением своего профессионального мастерства, видят свою задачу в создании условий для полноценного, разностороннего развития Вашего ребёнка.

Наш совместный путь по дороге знаний не всегда бывает легким и приятным. Мы знаем, что для достижения нового качества образования нам всем предстоит решить много проблем. Какие-то из них уже обозначены, осознаны нами, но что-то осталось незаме ченным.

Мы будем рады, если вы расскажете о своих проблемах и отве тите на следующие вопросы:

1) Какие цели, на Ваш взгляд, стоят сегодня перед школой?

2) Чего Вы конкретно ждете от школы, на какой конечный ре зультат пребывания Вашего ребёнка в нашей школе надеетесь?

3) Что нужно сделать или изменить в школе, чтобы достижение этого результата стало реальным?

4) На решение каких проблем нужно обратить внимание в пер вую очередь?

Свои замечания Вы можете изложить на бумаге или высказать в устной форме председателю родительского комитета класса, которые обобщат все ваши пожелания и выступят с предложениями на педсовете.

Оргкомитет педсовета

Уважаемые старшеклассники!

Просим Вас принять участие в подготовке педагогического со вета «Новое качество образования: запросы, пути достижения», ответив на следующие вопросы:

1. Как Вы представляете результаты своего образования в школе?

2. Какое качество образования Вы хотели бы получить в школе?

3. Какое качество образования, полученное в школе, будет дос таточным для получения Вами профессионального образования?

4. Чему обязательно, по Вашему мнению, должны учить в рос сийских школах?

5. Соответствуют ли Ваши представления о качестве образования тому образованию, которое Вы получаете в школе?

Спасибо за сотрудничество

«Доступность образовательной среды в сфере дополнительного образования»

Русанова О.В., методист

СП «ДДТ» ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье

«Праздничное настроение возникало сразу утром, как только я открывал глаза. Звучала веселая музыка, и я мчался в свой отряд на зарядку. Именно мчался, именно сам! Там такие дорожки и такой простор, что я мог ездить без чьей-либо помощи. И зарядку я делал наравне со всеми, только сидя» (Из сочинения Максима К.).

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» здесь трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с особыми возможностями здоровья, создаются специальные условия. «Под специальными условиями понимаются такие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ». В перечне этих условий физическая доступность помещения стоит на последнем месте. Доступность обучения, воспитания и развития детей с особыми возможностями здоровья обеспечивается «за счет использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставления услуг тьютора, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий» .

Принцип доступности провозглашен Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1999 года. Позже в докладе Генерального секретаря ООН была представлена научная концепция доступности: «Доступ ‒ это не акт и не состояние, а свобода выбора, дающего возможность войти в какую-то среду, передвигаться в ней, общаться с ней или пользоваться ситуацией. Среда представляет собой либо все окружение, либо часть той обстановки, в которую имеется доступ. Равное участие имеет место тогда, когда для участия имеются равные возможности, которые обеспечиваются с помощью мер, направленных на расширение доступности. Элементы доступности являются атрибутами возможности доступа, а не характеристиками окружающей обстановки» .

Каковы же эти «атрибуты возможности доступа»? В том же докладе Генерального секретаря выделяются 5 характеристик окружающей среды в области реабилитации лиц, имеющих инвалидность:

1. Доступность ‒ Можете ли вы пойти туда, куда вы хотите?

2. Осуществимость ‒ Можете ли вы делать то, что хотите?

3. Финансовая обеспеченность ‒ Удовлетворяются ли ваши особые потребности?

4. Социальная поддержка ‒ Принимают ли вас люди, находящиеся вокруг вас?

5. Равенство ‒ Обращаются ли с вами наравне с другими?

Как мы видим, физическая доступность – это только одна характеристика из пяти представленных. Помимо физической доступности, для лиц с особыми возможностями здоровья необходимо обеспечить возможность для занятий согласно личным интересам, право удовлетворить материальные потребности, психологическую безопасность, комфортное пребывание среди сверстников.

Доступность образовательной среды имеет ряд дополнительных характеристик. Сотрудники университета Малме (Швеция) выделяют следующие характеристики доступности образовательной среды:

1. Доступность содержания образовательных программ.

2. Доступность информации.

3. Индивидуальный подход.

4. Наличие адаптивного программного и аппаратного обеспечения.

5. Возможность каждому ученику быть полностью включенным в образовательный процесс вне зависимости от функциональных ограничений .

Дополнительное образование, в отличие от основного, наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды. Это обусловлено самой спецификой дополнительного образования:

Меньшая, чем в основном образовании, наполняемость группы – от 10 человек согласно имеющимся нормам;

Практико-ориентированный характер обучения;

Ориентация образовательного процесса не на «среднего ученика», как в классе, а на личные запросы каждого ребенка;

Отсутствие формальных ограничивающих условий: привязка к расписанию, классному помещению, фиксированные сроки освоения программы;

Возможность ребенку максимально сконцентрироваться на любимом деле;

Отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса, связанной с необходимостью выполнения государственных образовательных стандартов.

В детском творческом объединении в составе одного коллектива могут быть дети одаренные , с низкими способностями, имеющие физические недостатки, дети разного возраста. Практика реализации образовательных программ показывает, что значительных успехов педагог достигает именно в таких разносоставных группах. .

«Возможности дополнительного образования в реализации принципов инклюзивного образования безграничны. Обычная школа, ориентированная на формальные достижения учеников и оценки по предметам, настойчиво оспаривает успех инклюзивной практики.

Программы дополнительного образования ориентированы на развитие личности и творческого потенциала ребенка, иногда на коллективный результат, который достигается через разнообразие дарований детей» .

«Все в вашей школе организовано замечательно, с учетом физических и психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети ни минуты не скучали. День занят весь.

Наиболее востребованы детьми с особыми возможностями здоровья кружки художественной направленности. Результатом деятельности в этих объединениях стали творческие достижения детей. Практически каждый воспитанник принимает участие в концертах, фестивалях, конкурсах и выставках как в самой школе, так и за ее пределами. На этих мероприятиях подводится итог деятельности ребенка. Результаты конкурсных мероприятий, концертных выступлений позволяют ребенку пережить ситуацию успеха, социальная значимость этих результатов признается ближайшим окружением.

Вхождение ребенка в образовательную программу происходит на основе его личного выбора.

Больше половины всех занятий дополнительного образования происходит в разновозрастных группах. Особенностью дополнительного образования является то, что все творческие объединения детей имеют достаточно короткий срок существования – от 3-5 лет.

Дополнительное образование для многих из них становится единственной возможностью реализовать свои образовательные потребности, приобрести новый социальный опыт, найти применение своим способностям. Дополнительное образование постепенно становится платным.

Степень готовности учащихся к изменению/переменам предполагает наличие у детей с ограниченными возможностями здоровья встречного активного движения. Инклюзия – это «включение», но включение не может состояться, если личность не прикладывает к этому собственные усилия. Чтобы мир стал доступным для «особого» ребенка, ребенок должен сам раскрыться для окружающего мира и вступить с ним во взаимодействие.

Реализуя принцип доступности образования было выяснено, что общение со сверстниками, обретение новых друзей, приобретение нового социального опыта – вот основные образовательные эффекты, которые не менее важны, чем образовательные результаты.